Почему первые настоящие инфраструктурные облигации в России появились только сейчас

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Правительство обсудило финансирование проектов с использованием инфраструктурных кредитов и облигаций. Инфраструктурные облигации — распространенный в мировой практике инструмент привлечения частного целевого финансирования на длительные сроки (20-30 лет). Для России, несмотря на многочисленные упоминания этого инструмента еще с начала 2000-х, по большому счету это первый действительный опыт его применения

С 1947 года Всемирный банк совместно с другими институтами развития выпускает облигации под различные проекты в области устойчивого развития, а с 2008 года запустил отдельную программу зеленых облигаций, которые являются более узким сегментом и используются для привлечения капитала специально для поддержки проектов, связанных с изменением климата или окружающей среды. До 70% всех инфраструктурных проектов в США, Австралии, Чили, Индии и Китае реализуются на средства от выпуска инфраструктурных облигаций. Муниципальными облигациями в США обеспечивается около 65% требуемого финансирования для реализации таких проектов.

Европейский опыт чуть менее обширен, однако инфраструктурные облигации там также применяются. Например, во Франции они были использованы при строительстве стадиона Stade de France к Чемпионату мира по футболу 1998 года. Также в Европе распространена практика создания муниципальных долговых агентств. Они позволяют региональным и муниципальным властям получить доступ к рынкам капитала для финансирования государственных инвестиционных проектов. При этом создается кооперативное агентство, членами которого являются муниципалитеты. В случае неплатежеспособности одного из участников все они отвечают по обязательствам в равной степени.

Привлекательность инфраструктурных облигаций в целом обеспечивают высокие рейтинги эмитентов, обязательное целевое использование привлеченных средств, наличие государственных гарантий либо обеспеченности выплат конкретным источником дохода. В отдельных странах дополнительную привлекательность этому инструменту придают налоговые льготы. Все это позволяет финансировать проекты развития инфраструктуры на муниципальном уровне в условиях, когда иные способы привлечения средств практически исчерпаны.

Первый интерес к инфраструктурным облигациям в России появился в 2005–2006 годах, однако долго не доходил до какой-либо формализации — до недавнего времени правовое закрепление института инфраструктурных облигаций в России отсутствовало. Утвержденное в 2020 году (в положениях Банка России) нормативное определение инфраструктурных облигаций в качестве ключевых параметров выделяет необходимость исключительно целевого использования всех привлекаемых средств и досрочного погашения облигаций в противном случае. Поэтому выпущенные ранее в российской практике облигации, которые использовались для привлечения средств для отдельных проектов (строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр», участков федеральных дорог М10 и М1), не соответствуют этим критериям и являются обычными корпоративными облигациями.

Во второй половине 2020 года были озвучены планы по выпуску облигаций в объеме до 1 трлн рублей за три года на строительство автомобильных дорог, жилья и сопутствующей инфраструктуры. Единой платформой в сфере жилищного строительства станет ДОМ.РФ — застройщики смогут получить льготный заем на строительство социальных объектов, школ, детсадов, инженерной и внутригородской транспортной инфраструктуры. ДОМ.РФ будет выступать связующим звеном между инвестором и регионом, предоставляя гарантии по возникающим обязательствам, и в случае дефолта выкупит займы. Также дополнительно предоставляется гарантия субъекта РФ в объеме 90% займа. С учетом этого планируемый дебютный выпуск инфраструктурных облигаций уже получил (в июле 2021 года) наивысший кредитный рейтинг.

В правительстве планируют потратить на «агрессивное развитие инфраструктуры» около 22 трлн рублей за 9 лет

В настоящее время, когда из-за влияния пандемии коронавируса и эффектов реформы проектного финансирования в строительной отрасли застройщики зачастую испытывают недостаток средств для реализации новых проектов, в особенности в части строительства сопутствующей социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, появление еще одной возможности привлечения финансирования можно только поприветствовать.

Использование инфраструктурных облигаций позволит не только в перспективе повысить доступность жилья для граждан за счет привлечения дополнительных средств в строительную отрасль, но и поддержать экономику регионов за счет возникающих положительных косвенных и индуцированных социально-экономических эффектов в сопряженных отраслях.

Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от предлагаемых параметров доходности, государственных гарантий, ситуации на рынке облигационных займов в России, внешних факторов, а также от дальнейших действий по развитию механизмов использования инфраструктурных облигаций. Еще большей успешности внедрения этого инструмента в России могли бы способствовать дополнительные меры по повышению его привлекательности, например налоговые и иные виды льгот для инвесторов, а также обеспечение возможности выпуска инфраструктурных облигаций совместными облигационными фондами — объединениями нескольких муниципалитетов и/или регионов с учетом зарубежного опыта муниципальных долговых агентств.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Дополнительные материалы

Построенный миллионером Алексеевым парк открылся во Владивостоке. Фотогалерея