К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему экосистемы стали устойчивой формой эволюции

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Более года назад пандемия коронавируса закрыла границы, офисы и вынудила людей по всему миру оставаться дома, это заметно ускорило процессы цифровой трансформации и значительно изменило всю интернет-индустрию. Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян о том, как инвесторы в экосистемы в этих условиях уловили тренд будущего и почему их деньги не сгорают

За период пандемии коронавируса интернет-сервисы смогли оперативно перестроить бизнес-процессы и адаптироваться к новым условиям. Более того, такие рынки, как онлайн-ритейл, а в особенности доставка продуктов питания буквально за год выросли на несколько сотен процентов, что было невозможно себе представить даже в самых смелых прогнозах аналитиков еще в 2019 году. И этот рост пока и не думает замедляться.

Тренд последних лет — объединение различных цифровых сервисов, предоставляемых компанией, в единые экосистемы. В «западном» интернете обычно говорят про GAAF (Google, Amazon, Apple, Facebook), в Китае — про BATX (Baidu, Alibaba, Tencent, Xiaomi). В России собственные экосистемы в России есть у «Яндекса», Сбербанка, МТС, Mail.ru Group, «Тинькофф».

Объединяя в себе различные сервисы и направления, экосистемы становятся более экономически целесообразной моделью, увеличивается их роль в повышении доходности в расчете на каждого привлеченного клиента (так называемой unit-экономике). Объединение сервисов и услуг в пакетное предложение делает привлечение клиентов менее затратным, а выручка компаний при этом только растет. Для бизнеса нахождение в экосистеме открывает доступ к сервисам компаний-партнеров и позволяет не тратить средства на развитие непрофильных направлений.

 

При этом к экосистеме могут быть подключены как собственные сервисы, так и сервисы, которые оказываются компаниями-партнерами.

Так, например, Сбербанк окончательно превратился из банка в технологическую компанию, объединяющую экосистему различных цифровых услуг: его экосистема включает в себя не только широкий набор очень разных сервисов (от аптеки до образования и онлайн-игр), но и партнерские проекты доставки и такси.

 

Таким образом, пользователь получает комплексный набор сервисов, удовлетворяющих его потребностям, а компании не тратят средства на развитие непрофильных направлений. На сервисы внутри экосистемы может оформляться единая подписка по принципу «конструктора», что еще больше повышает удобство. Продолжением тренда стало создание супераппов — мобильных приложений, объединяющих в себе слагаемые экосистемы. Ключевым фокусом компании – владельца экосистемы становится интеграция клиентского опыта в разных сервисах, чтобы сделать его понятным, удобным и по-настоящему бесшовным.

Несмотря на звучащие упреки в избыточной трате денег, инвесторы позитивно оценивают потенциал развития цифровых экосистем в России. Так, аналитики Goldman Sachs считают «Сбер» «одной из наиболее интересных компаний в регионе CEEMEA» (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка). Они отмечают потенциал роста Сбера в долгосрочной перспективе благодаря интеграции банковских, финтех и лайфстайл-сервисов под одним «зонтиком». «Цифровая» экосистема «Сбера» уже достигла оценки в 1,1 трлн рублей (при вложениях около 200 млрд), так что неудивительно, что этим летом капитализация компании впервые с 2018 года превысила $100 млрд.

Рекордные рыночные показатели и у других российских компаний — владельцев экосистем.

 

Появление цифровых экосистем, снижающих издержки для поставщиков и покупателей за счет сетевых эффектов, является естественным результатом развития интернет-технологий и конкуренции на рынке. Россия остается одной из немногих стран мира, которая имеет свои собственные поисковые сервисы, социальные медиа, картографические сервисы, где работают локальные игроки в отрасли электронной коммерции, успешно конкурирующие как с иностранными компаниями, так и между собой. В отличие от ЕС, где регуляторы фокусируются на антимонопольном регулировании американских интернет-гигантов, в России, с ее жесткой конкуренцией между цифровыми экосистемами, более актуальными являются вопросы защиты персональных данных и прав потребителей, или дискриминации поставщиков.

Билл Гейтс когда-то сказал, что в настоящей платформе экономическая ценность для всех, кто пользуется ей, превышает ценность для ее владельца. Когда множество представителей малого и среднего бизнеса (у маркетплейсов Ozon и Wildberries — несколько сотен тысяч, у «Сбера» — около трех миллионов) начинают пользоваться экосистемой для продвижения своих товаров и услуг, заключения сделок и доставки — это положительно влияет на всю экономику страны, в том числе за счет исключения неэффективных посредников из цепочек поставок и повышения уровня конкуренции. У американцев есть для этого точная фраза: «Прилив поднимает все лодки».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости