К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Какие компании покинули рейтинг Forbes 200 крупнейших частных компаний

Вид сверху на Афипский нефтеперерабатывающий завод (Фото: Виталий Тимкив / ТАСС)
Рейтинг Forbes 200 крупнейших частных компаний России покинули девять компаний, которые больше всего пострадали от закрытия границ и локдаунов. Среди них — «Шереметьево», «Сибуглемет» и Favorit Motors

В 2020 году порог для попадания в рейтинг 200 крупнейших частных компаний снизился с 50,2 млрд рублей до 48,9 млрд рублей. Несмотря на это, рейтинг покинули девять компаний. Основной причиной стали последствия коронавируса, из-за которых из рейтинга пропали даже компании, которые занимали сравнительно высокие позиции.

Из рейтинга выбыли представители наиболее пострадавших отраслей — авиаперевозки, автомобилестроение и сервисные компании нефтегазового сектора. Из-за закрытых границ из рейтинга выпал аэропорт Шереметьево, чья выручка по итогам прошлого года сократилась почти вдвое. «Стройтранснефтегаз» и «Стройгазмонтаж» покинули рейтинг по формальным причинам — вошли в структуру «Газпрома», а «Красное & Белое» и «Бристоль» объединились в «Меркурий ритейл групп», который занимает 13-е позицию. 

Подробнее о каждом из выбывших участников рейтинга — в нашем материале.

«Международный аэропорт Шереметьево»
Сергей Бобылев·ТАСС

«Международный аэропорт Шереметьево»

В период пандемии коронавируса наиболее пострадавшей оказалась отрасль авиаперевозок. По сравнению с докризисным 2019 годом пассажиропоток в Шереметьево в прошлом году сократился почти на 60%, до 19,8 млн человек. В результате выручка аэропорта снизилась на 40,5%.

Из-за падения объема пассажироперевозок свои позиции в рейтинге потеряли и авиакомпании. По данным из финансовой отчетности компании, к концу года пассажиропоток на международных рейсах сократился на 76%, на внутренних — на 43%.

В конце 2020 года Домодедово опередил Шереметьево по пассажиропотоку — это связано с закрытием границ и отменой международных рейсов, большинство из которых приходилось на Шереметьево. Свое лидерство аэропорт вернул только в июне 2021 года.

Группа ГМС
Avalon·Getty Images

Группа ГМС

Группа ГМС — один из крупнейших производителей промышленных насосов и нефтегазового оборудования в России и СНГ, в ее структуру входит 18 производственных и научных площадок в России, Белоруссии, Украине и Германии. Среди крупнейших заказчиков компании — «Газпром» и «Газпром нефть», «Роснефть», «Новатэк» и т. д.

По данным Росстата, в 2020 году объем добычи нефти и газа в России сократился на 8,1% по сравнению с 2019 годом из-за снижения цен на нефть и ограничения в рамках договоренностей с ОПЕК+, что в результате привело к падению выручки у крупнейших нефтегазовых компаний. В свою очередь, финансовые результаты группы ГМС также ухудшились, поскольку напрямую зависят от ситуации в нефтегазовом секторе и капитальных затрат крупных заказчиков на новые инвестиционные проекты. Все это привело к тому, что по итогам года группа ГМС показала убыток 0,8 млрд рублей.

«Новороссийский морской торговый порт»
Юрий Смитюк·ТАСС

«Новороссийский морской торговый порт»

«Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) — крупнейший в России и третий в Европе портовый оператор по объему грузооборота, ему принадлежат порты Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море. Главный акционер НМТП — «Транснефть».

В 2020 году общий грузооборот НМТП сократился на 21%. Прежде всего на показатели компании повлияло снижение объемов перевалки нефти на 31,5% и черных металлов и чугуна на 17,6% из-за последствий пандемии коронавируса и снижения объемов добычи нефти в результате соглашения ОПЕК+. В апреле 2019 года компания закрыла сделку с ВТБ по продаже 99,9968% доли в ООО «Новороссийский зерновой терминал» за 35,5 млрд рублей, и объем грузооборота оказался значительно ниже прежних показателей из-за отсутствия отгрузки зерна.

Favorit Motors
Matthias Rietschel·Reuters

Favorit Motors

Пандемийный год оказался особенно тяжелым и для автомобильной отрасли — из-за локдауна дилерские точки закрывались на несколько месяцев, и им пришлось налаживать онлайн-продажи. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году число проданных автомобилей в России сократилось до 1,6 млн штук, что на 9,1% ниже по сравнению с прошлым годом.

Дилер Favorit Motors продает автомобили множества иностранных брендов — Volvo, Ford, Skoda, Citroen, Kia, Opel и Chevrolet и др. В 2020 году, по оценкам «АвтоБизнесРевю», он смог продать 17 300 автомобилей — на 9% меньше, чем годом ранее. Для компенсации выручки многим дилерам пришлось повысить стоимость продаваемых автомобилей — по данным Росстата, цены на отечественные автомобили в среднем выросли на 9,4%, на импортированные и собранные в России машины зарубежных брендов — на 10,3%.

Евразийский трубопроводный консорциум
Sean Gallup·Getty Images

Евразийский трубопроводный консорциум

Евразийский трубопроводный консорциум (ЕТК) является крупным поставщиком труб большого диаметра «Газпрому», «Транснефти» и другим крупным нефтегазовым компаниям. На 95% ЕТК принадлежит предпринимателю Александру Карманову, входящему в элитный клуб дзюдоистов вместе с Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко, в 2018 году он занимал седьмое место в рейтинге «Короли госзаказа».

В 2020 году объем поставок труб значительно сократился в связи с ограничениями по добыче нефти ОПЕК, сокращениями поставок на экспорт из-за отсутствия новых проектов и завершения поставок для старых проектов ключевых заказчиков — например, «Северного потока — 2» и «Сил Сибири».

«Кузбасская топливная компания»
Артем Геодакян·ТАСС

«Кузбасская топливная компания»

Основным акционером «Кузбасской топливной компании» (КТК) является подконтрольная Михаилу Гуцериеву Kilton Overseas Limited, также среди акционеров компании — «Даэния Холдингз Лимитед» (структура под контролем совладельца транспортной группы ISR Trans Искендера Халилова) и Millfast Trading Limited (контролируется экс-сенатором от Ханты-Мансийского автономного округа Виктором Пичуговым).

В 2020 году компании столкнулись с ограничениями в добыче и экспорте угля. Добыча угля в России по итогам года сократилась до 401,37 млн тонн — на 9,2% ниже, чем годом ранее. Снижение этих показателей связано со снижением спроса на уголь у зарубежных заказчиков, в результате выручка компании от продажи угля на экспорт (составляет более 80% выручки компании) в 2020 году составила 16,9 млрд рублей, хотя в прошлом году этот показатель достиг 33,8 млрд. В самой компании указывают, что убыток в 3,4 млрд рублей по итогам года связан с падением мировых цен на уголь в 2020 и 2019 годах, в том числе из-за падения спроса на уголь из-за последствий пандемии. Также у угледобывающих компаний возникли проблемы с поставками — в частности, из-за недостаточной пропускной способности Восточного полигона РЖД и проблемами в приеме угля в других странах из-за коронавирусных ограничений.

«Сибуглемет»
Артем Геодакян·ТАСС

«Сибуглемет»

«Сибуглемет» — один из крупнейших производителей коксующегося угля в России. Холдинг принадлежит  корпорации ВЭБ.РФ, зарегистрирован в Москве, а его добывающие активы расположены в Кемеровской области. В холдинг входят разрезы «Междуречье» и УК «Южная», шахты «Антоновская» и «Большевик», обогатительные фабрики «Междуреченская» и «Антоновская» общей мощностью переработки 12 млн т угля.

«Сибуглемет» — непрофильный актив для ВЭБ.РФ. С 2015 года холдингом управляла компания Evraz. Это длилось пять лет и предполагалось, что акционеры Evraz выкупят угольную компанию за 4 млрд рублей и возьмут на себя обслуживание $3,5 млрд долга перед ВЭБ.РФ. Но в мае 2020 года стало известно, что Evraz отказался от покупки, а затем и от управления «Сибуглеметом» из-за падения цен на уголь. После этого ВЭБ.РФ перестала рассматривать угольного производителя как актив для продажи.

«Сибуглемет» не раскрывает финансовых показателей по всему холдингу. Однако в начале 2021 года ВЭБ.РФ впервые в годовой отчетности по МСФО раскрыла выручку от продажи угольной продукции. В 2020 году она составила 49,7 млрд рублей против 78,5 млрд рублей в 2019-м. Себестоимость угля снизилась с 41,4 млрд рублей до 34,3 млрд рублей.

«Северный ветер»
Максим Туманов·ТАСС

«Северный ветер»

Российская авиакомпания «Северный ветер» (бренд Nordwind Airlines) работает с 2008 года и наряду с Pegas Fly. Nordwind Airlines базируется в аэропорту Шереметьево и входит в десятку крупнейших авиакомпаний России по пассажирообороту.

В марте 2019 года Росавиация ограничила деятельность авиакомпании, запретив ее самолетам летать на расстояния, которые при одной из двух работающих турбин превышают 60 минут полета от запасных аэродромов. Эту меру ведомство объяснило несоответствиями в прохождении обучения по программе подготовки пилотов авиакомпании, случаями выполнения полетов на воздушных судах, не прошедших техническое обслуживание, а также отсутствием необходимого количества технического персонала в авиакомпании.

На работе компании сильно отразился коронавирус. Всего в 2020 году чистый убыток российских авиаперевозчиков достиг 125 млрд рублей. Пострадал и аэропорт Шереметьево, в котором базируется авиакомпания. В 2020 году пассажиропоток в Шереметьево сократился почти на 60%, до 19,8 млн человек. В результате выручка аэропорта снизилась на 40,5%. Из-за падения объема пассажироперевозок свои позиции в рейтинге потеряли и авиакомпании.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021