К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Восстановительный сбой: что надо знать о состоянии китайской экономики

Фото: Zheng Jiayu / VCG via Getty Images
Фото: Zheng Jiayu / VCG via Getty Images
Экономика Китая переживает не самые лучшие времена. Череда кризисов сказывается на темпах восстановления и потребительском спросе. Но уже в следующем году можно ожидать улучшения ситуации, а многие рынки позволяют зарабатывать и сейчас, считают руководитель направления «Китай» Московской школы управления «Сколково» Олег Ремыга и преподаватель программ MBA и Executive MBA в Московской школе управления «Сколково» Томас Касас и Клетт

Китай традиционно считается самым перспективным рынком для экспортеров, где быстро растет спрос буквально на все — от продуктов питания до технологий. За несколько лет Китай догнал и обогнал США по объему иностранных инвестиций. В первые семь месяцев 2021 года они составили более $100,7 млрд против американских $100,4 млрд. Но события осени — энергетический кризис, проблемы на рынке недвижимости, новые вспышки COVID-19 — сказались на показателях роста. Как сейчас выглядит рынок Китая для экспортеров и в каких отраслях открываются новые возможности? 

Дефицит энергии

На темпы восстановления экономики и потребительского спроса повлиял в первую очередь энергетический кризис. К нему привели сразу несколько факторов. Первый — многократно возросший промышленный спрос. Компании по всему миру принялись активно наращивать производство в Китае, поскольку клиенты стали возвращаться к допандемийному уровню потребления. Выросшие на внешнем рынке цены на топливо и нехватка своего угля привели к дефициту электроэнергии (в рамках «зеленого перехода» Китай закрыл несколько сотен угольных шахт). Уже в сентябре 2021 года в 17 из 30 регионов материкового Китая было введено нормирование: энергия в первую очередь направлялась на обогрев домов, фабрики получали ее по остаточному принципу. По всей стране стали закрываться производства.

Только в провинции Чжэцзяне была приостановлена работа свыше 160 энергоемких промышленных компаний. В некоторых регионах власти стали призывать жителей пользоваться естественным освещением и меньше включать бытовые приборы. Проблема усугубилась ранним похолоданием.

 

Реакцией на кризис стало экстренное открытие шахт и увеличение норм выработки угля. Китайские компании решают проблему собственными силами — приобретая оборудование для производства электроэнергии. Китайский производитель дизельных генераторов Weifang Yuxing Power Company за сентябрь-октябрь распродал всю имевшуюся на складах продукцию. Производство автономных электростанций в Китае тоже столкнулось с бурным ростом спроса. А учитывая государственную политику снижения доли ископаемых источников энергии в пользу газа, ветра и солнца, все более востребованным на рынке становится оборудование для ветровых и солнечных электростанций.

По прогнозам, нехватка электроэнергии сохранится до начала 2022 года, поскольку поставки угля по-прежнему невысокие, а местные органы власти при распределении энергии отдают предпочтение домохозяйствам.

 

Эффект Evergrande

Серьезный удар по экономике Китая нанес кризис на рынке недвижимости: в сентябре 2021 года один из крупнейших застройщиков в стране Evergrande просрочил выплаты по облигациям. Долг компании перевалил за $300 млрд и составил примерно 3% китайского ВВП. В надежде исправить ситуацию Evergrande стал снижать цены на жилье, его примеру последовали другие строительные компании. В результате спрос на недвижимость упал — потребители ждут, что цена может снизиться еще сильнее.

Вслед за Evergrande, месяц спустя, проблемы с просрочкой платежей начались у другого крупного застройщика — Fantasia. Тяжелая ситуация с платежеспособностью этих компаний вновь ударила по потребительскому спросу — китайские граждане перестали вкладываться в жилье на этапе строительства, опасаясь за сохранность своих вложений.

Кризис на рынке недвижимости и слабый спрос на жилье затронули смежные отрасли: китайские потребители стали покупать меньше товаров для ремонта дома и предметов интерьера. Снижение продаж наблюдают производители мебели. Пока говорить о быстром преодолении кризиса на рынке недвижимости не приходится, по этой причине спрос на связанные с обустройством жилья товары может еще долго сохранять низкие показатели.

 

Только самое необходимое

Несмотря на восстановительный рост ориентированной на экспорт китайской промышленности, потребительские расходы населения оставались низкими. Энергетический кризис и кризис на рынке недвижимости ожидаемо привели к еще более экономному поведению потребителей. Например, наблюдается снижение продаж в таких сегментах, как одежда и автотранспорт. На конец сентября продажи одежды упали на 4,8%, а авто — на 11,8% (на падение продаж в автомобильном сегменте также сказывается снижение объемов производства из-за нехватки полупроводников). В свою очередь, спрос на продукты питания остается устойчивым. Мед, кондитерские изделия, мороженое из России очень востребованы.

Ухудшение американо-китайских отношений и введение санкций против Пекина создали благоприятные условия для увеличения экспорта российского продовольствия в Китай. Например, переговоры о допуске на китайский рынок российского мяса безрезультатно продолжались около семи лет. Процесс сдвинулся с мертвой точки, когда страну из-за санкций покинули австралийские поставщики говядины. Это подстегнуло китайскую сторону быстро аттестовать несколько российских производителей премиальной говядины. В июне 2021 года российская компания отгрузила первую партию мраморной говядины. 

Вирус и потребление

С начала пандемии Китай практиковал политику нулевой толерантности к COVID-19 — вспышки заражения блокировались тотальным закрытием целых регионов. Такая стратегия позволила быстро нейтрализовать угрозу и направить экономику на путь восстановления. Но дальнейшее следование жесткому курсу может привести к ухудшению экономических прогнозов. Китайские власти блокируют большие города, даже если там отмечается несколько десятков случаев. В октябре 2021 года город Ланьчжоу с населением 3,7 млн человек закрыли из-за 39 заболевших. По некоторым оценкам, подобный подход может не сработать против более заразного дельта-штамма коронавируса и при этом нанести серьезный урон экономике Китая. 

Антиковидные ограничения негативно влияют на потребительский спрос, хотя бы потому, что люди реже ходят в магазины, а на традиционную «физическую» розницу в Китае приходится 48% продаж. Ограничения сорвали традиционно высокие продажи во время «Золотой недели» — нескольких праздничных дней, объединенных с выходными, как правило, в начале октября. Ожидалось, что повышение покупательской способности в этот период обеспечит рост экономике Китая в IV квартале 2021 года.

Скорее всего, политика нулевой толерантности к COVID-19 будет продлена как минимум до зимней Олимпиады в Пекине, которая состоится в феврале 2022 года. Это значит, что преимущество будет у тех компаний, которые выбирают для работы на китайском рынке формат e-commerce. 

 

Экономика Китая сегодня переживает не самые лучшие времена. Череда кризисов сказывается на темпах восстановления и потребительском спросе. Несмотря на это, Fitch ожидает рост экономики Китая по итогам 2021 года на уровне 8,1%. Для сравнения в Еврозоне этот показатель составит 4,8%, в США — 5,9%, в России — 4,2%. Быстрорастущих рынков, сопоставимых с китайским, в мире по-прежнему нет.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+