К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как пенсионер «Автоваза» построил бизнес на производстве электроколясок для инвалидов

Сергей Перевезенцев (Фото пресс-центра Думы городского округа Тольятти)
Сергей Перевезенцев (Фото пресс-центра Думы городского округа Тольятти)
В 2010 году Сергей Перевезенцев, отработав 43 года на «Автовазе», вышел на пенсию и открыл свое дело. Сначала производил снегоходы, а затем решил улучшать мобильность российских инвалидов. Сейчас его небольшой цех с полусотней сотрудников выпускает почти полторы тысячи электрических инвалидных колясок в год, своей продукцией он серьезно намерен потеснить контролирующих отечественный рынок иностранных конкурентов. Работу Перевезенцев называет хобби, новое увлечение у него сегодня — производство детских электрокаров, выпуск которых он готов довести до 1 млн в год

«Не лежать же я должен»  

 Сергей Перевезенцев окончил Горьковский политехнический в 1967 году. И сразу же по распределению уехал в Тольятти — запускать ВАЗ. Начал мастером участка, потом стал начальником цеха, затем — начальником отдельного производства. Более 10 лет Перевезенцев руководил опытно-промышленным производством «Автоваза», в 2010 году с должности генерального директора дочернего предприятия  ООО «Автоваз-Перспектива» ушел на пенсию. «Работа для меня как хобби. Не лежать же я должен, — замечает Перевезенцев. — Решил попробовать себя в бизнесе».

 Созданная им компания «Вояджер» выпускала снегоходы под маркой «Пегас». Конь с крыльями тут ни при чем: в названии заложены инициалы жены — Перевезенцевой Галины Сергеевны. Технику делали по разработкам Тольяттинского политехнического института, с которым Перевезенцев много лет сотрудничал. Но снегоходы — продукт специфический, сезонный. Да и выйти на рынок за пределами Самарской области не удалось. Чтобы производство летом без заказов не простаивало, пришлось искать какое-то дополнительное направление. «За границей я часто бывал, всегда удивлялся, как там много инвалидов-колясочников, — рассказывает Перевезенцев. — У нас же инвалидов как будто бы и не было. И тема доступной среды для человека с ограниченными возможностями вообще не обсуждалась».

 С 2014 года в ассортимент «Вояджера» добавляются так называемые технические средства реабилитации (ТСР) — электрические коляски и компактные лестничные подъемники. Последние производятся в виде гусеницы, на которую при необходимости закрепляется коляска, которую электромотор устройства поднимает по лестнице.

 
Сергей Перевезенцев (Фото DR)

Через какое-то время ТСР становятся основным продуктом, а сама компания переименовывается в «Подъем». «У меня стратегическая цель — вытеснить с рынка аналогичную импортную технику. А это достижимо только одним способом — делать лучше», — рассказывает Перевезенцев.

Просторное светлое помещение с огромными столами, на которых идет сборка продукции, по периметру стеллажи с  комплектующими... Опытный производственник Перевезенцев сразу определил, что для обеспечения качества достаточно оставить за собой всего две ключевые операции — сварку каркаса и сборку готового изделия. А изготовление всего остального можно заказать поставщикам. «Зачем мне покупать станки по миллиону каждый, нанимать сотни людей, когда есть готовые производства? — замечает Перевезенцев. — Мне сейчас поставляют 96 предприятий со всей России. Из Китая берем только электродвигатели и электронику для управления. Общая локализация сейчас составляет 93%».

В итоге выпуск примерно 1400 колясок и подъемников в год обеспечивают всего 50 сотрудников. «Подъем» выпускает шесть наименований изделий: электроколяски в 43 комплектациях, три варианта лестничных подъемников (гусеничных и шагающих), электроскутеры и прогулочные коляски.

 Какой главный критерий качества? «Мы отгрузили 8000 наименований, а замечаний от потребителей — всего единицы», — объясняет Перевезенцев.

Но основное конкурентное преимущество по сравнению с иностранными, конечно, близость к потребителю и связанная с этим гибкость. ТСР должны соответствовать индивидуальным особенностям человека. Например, одним необходимо более широкое сиденье, другим — высокая спинка. Если у человека нет правой руки, пульт управления придется разместить слева. Бывает, что необходимы опции вроде поддержки тела или головы. По словам Перевезенцева, японские, немецкие, австрийские компании, участвующие, например, в тендерах госзакупок, берутся поставить такую коляску через три месяца — быстро лишь базовую комплектацию. А «Подъем» собирает за две недели. Его дочерняя торговая компания «Меркурий» в 2020 году подписала 82 госконтракта на поставку ТСР на 24 млн рублей. Выручка «Подъема», по данным СПАРК, в 2020 году составила 119 млн рублей, в 2021 году — 131 млн рублей.

 

«Поставил себе задачу ежегодно увеличивать выпуск на 10-20%  — тем самым постепенно вытеснить импортную продукцию с российского рынка», — заявляет Сергей Перевезенцев. По итогам этого года выручка компании увеличится на 8%, в 2023 году, по планам, она вырастет еще на 20%. 

Средняя отпускная стоимость изделия «Подъем» — 170 000 рублей. О доходах компании Перевезенцев говорить не хочет, зато с гордостью озвучивает среднюю зарплату своих сотрудников — 65 000 рублей. Это выше, чем на «Автовазе» — там средняя зарплата сейчас около 60 000 рублей.

Кроме ТСР для людей с ограниченными возможностями «Подъем» налаживает выпуск детских электромобилей  «Нивушка», «Калиночка», «Копеечка», «Вестушка». Машинки развивают скорость до 7 км/ч, возраст водителя — от трех до семи лет.

Началось новое направление с того, что в Набережных Челнах решили приобщать детей к автоспорту — для этого приобрели в Китае электромобили. Как выяснилось, в России такие просто никто не делал. Китайские же буквально развалились —  важные механические детали в их конструкции оказались пластмассовыми. Перевезенцева попросили их реанимировать — заменить металлом. Он, когда выполнял заказ, подумал, почему бы самому не выпускать такую продукцию — вот прямо в автомобильной столице России.

Из импортного в детских автомобилях от пенсионера «Автоваза» только электродвигатель, металлическая ходовая и пластиковый корпус — российские. «Нивушка» уже сейчас продается на Ozon (32 000 рублей), остальные модели на подходе. «В 2023 году планируем продать 600 000. Но, если будет спрос, мы готовы выпускать их хоть 1 млн в год, как «Автоваз» в лучшие годы», — замечает Перевезенцев.

Полмиллиона клиентов

По оценкам Минпромторга России, годовой объем спроса на кресла-коляски с электроприводом для инвалидов в стране составляет 4000 единиц. По линии Фонда социального страхования (ФСС) для бесплатного предоставления нуждающимся в России в 2021 году было закуплено 2078 кресел-колясок с электроприводом на общую сумму 312,3 млн рублей. В начале октября Минпромторг предложил запретить закупку для государственных нужд электрических кресел-колясок — министерство считает, что подобной мерой необходимо устранить «засилье иностранных поставщиков». Отечественную продукцию выпускают три основные компании: ООО «Завод специального оборудования» во Владимире, «Обсервер» в Калининграде и  «Подъем» в Тольятти.

Сроцесс сборки электроколяски (Фото пресс-центра Думы городского округа Тольятти)

«В России ежегодно продается около 100 000 колясок, включая и механические, и электрические, — рассказывает председатель Московской областной общественной организации инвалидов «Колесница» Игорь Гундеров. — Коляску человек покупает в среднем на пять лет, значит, пользователей колясок в России — не менее 500 000 человек».

 На самом деле колясок у инвалида должно быть две — домашняя и уличная. Первая — легкая, с запасом аккумулятора на пять-семь километров, которого вполне хватает на день или два. Вторая — с мощным аккумулятором, повышенной проходимостью, габаритными огнями и т. д. Уличная коляска тяжелая — ее даже помыть после прогулки весьма проблематично. По словам Гундерова, когда-то ФСС обеспечивал нуждающихся двумя колясками, но уже более пяти лет предоставляет только одну, как бы универсальную.

 При этом коляска именно с электроприводом положена только инвалиду с нарушениями функций рук. Всем же, кто теоретически в состоянии крутить колеса руками, государство готово закупить лишь механическое изделие. В этом есть определенное лукавство: передвигаться на ручной тяге по слякоти на большие расстояния тяжело. По-хорошему, колясками с электроприводом необходимо обеспечить всех маломобильных граждан. Но и те, кому положено бесплатное получение от государства коляски с электроприводом, пользуются альтернативными вариантами.

 Даже стандартную коляску иногда ждут довольно долго — пока проведут тендер, пока пройдет поставка... Изделие же по индивидуальным требованиям получить от государства еще сложнее. «Во-первых,  нужно проводить отдельный тендер. Во-вторых, ФСС ставит такую цену, что под нее вообще может не откликнуться ни один поставщик, — комментирует Гундеров. — Мне известны случаи, когда люди по пять лет через прокуратуру добивались получения таких колясок». 

 

 По его оценкам, около половины инвалидов предпочитают вместо самой коляски получить от государства сертификат на ее приобретение: в Московской области денежный эквивалент стандартной коляски определен на уровне 112 000 рублей. Некоторые, получив коляску за счет государства, продают ее и добавляют к вырученным деньгам личные средства, чтобы купить более технологичное импортное изделие стоимостью 300 000-500 000 рублей. Суммы немаленькие. Система покупки через благотворительные фонды более или менее налажена только в случае с детьми. Взрослые же, если повезет, находят индивидуальных спонсоров.

«Отечественные коляски, которые нам предлагает ФСС, как механические, так и с электроприводом в целом не лучшего качества, — рассказывает Ульяна Глухова, координатор ВОРДИ (Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов). —  И по функционалу, и по комфорту пользования, и по качеству материалов. Сейчас уже начались проблемы  с закупками импортных ТСР. И мы, конечно, будем рады, если российские компании станут делать коляски не хуже иностранных».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+