Через тернии к NASA: устоит ли Boeing под напором SpaceX и Blue Origin

Запуск «Артемиды I» (Фото Paul Hennessy / Anadolu Agency via Getty Images)
Корпорация Boeing имеет богатую историю космических разработкок, восходящую к первой высадке человека на Луне. Но к 2016 году доход от подразделения компании, занимающегося космическими системами, упал до $7 млрд. Развитие космических программ Boeing тормозится постоянными задержками и превышением бюджетов на миллиарды долларов, а серьезной угрозой в долгосрочной перспективе становятся более шустрые конкуренты

Единственным реальным успехом для переживающей тяжелые времена компании Boeing в прошлом году стала миссия NASA «Артемида I». В ходе тестового запуска, ознаменовавшего возвращение американцев на лунную поверхность, ракета-носитель аэрокосмического гиганта под названием Space Launch System («Система космических запусков»), самая мощная на данный момент, отправила челнок с экипажем из манекенов к Луне и доставила обратно.

Произошло это, конечно, с отставанием от графика на четыре года и обошлось на 30% дороже (изначально на проект было выделено $9 млрд). Но возглавляющий с 2016 года космическое подразделение Boeing Джим Чилтон утверждает, что для компании это большое достижение. «В прошлом году мы были успешны», ― заявляет он Forbes. К его заслугам можно отнести непилотируемый испытательный полет капсулы Starliner, которая пристыковалась к Международной космической станции (Boeing хочет доказать NASA, что в состоянии исполнять контракты на регулярную транспортировку астронавтов и грузов до станции и обратно на Землю), а также запуск первых двух фирменных спутников коммерческой связи с новым классом программного обеспечения на борту.

Однако, как и в случае со Space Launch System, успехи Чилтона имеют ряд оговорок. Дело в том, что оба проекта была осуществлены с отставанием в несколько лет, а в рамках челночной программы Commercial Crew с 2019 года, когда ошибка в программном коде обернулась первой неудачной попыткой отправить ракету к космической станции, компания понесла почти $1 млрд предполагаемых убытков ― все это стало большим пятном на репутации Boeing.

Между тем другой участник программы Commercial Crew, компания SpaceX Илона Маска, с 2020-го провела пять вылетов в космос и в прошлом году подписала контракты еще на восемь. Кроме того, SpaceX сместила Boeing с почетного второго места в числе крупнейших подрядчиков NASA по выделяемому годовому бюджету: в 2022 году детище Маска получило от космического агентства $2 млрд. Первое место занимает Калифорнийский технологический институт, управляющий Лабораторией реактивного движения при NASA.

Джим Чилтон общается с журналистами в 2019 году после провалившихся первых летных испытаний космического корабля Starliner. Из-за опасений по поводу двух серьезных ошибок в программной среде NASA решили провести глубокий анализ контроля качества в Boeing и усилить собственный надзор. (Фото Joe Raedle·Getty Images)

В последние три года после смертельных крушений двух новых воздушных судов модели 737 MAX и спада пассажирских авиаперевозок во время пандемии коронавируса высшее руководство Boeing пытается вдохнуть в бизнес самолетостроения новую жизнь. Из-за этого остается мало сил и финансовых ресурсов на решение серьезных проблем компании в подразделении оборонных и космических разработок ― там имеется множество утративших актуальность старых программ времен холодной войны и новых, за которые предприятие взялось по заниженной цене. За первые три квартала 2022 года эта структурная единица принесла корпорации операционные убытки на сумму $3,65 млрд.

Если говорить о деятельности, связанной с космосом, то обозреватели отмечают, что к новой действительности Boeing адаптируется с большим трудом, ведь бойкие стартапы во главе со SpaceX выпускают доступные спутники меньших габаритов, выводят их на низкую орбиту Земли и тем самым подрывают спрос на дорогие спутники размером с автобус, на которых всегда зарабатывали Boeing и другие крупные производители.

SpaceX также идет в авангарде молодых ракетостроителей, запускающих коммерческие грузы на орбиту по более демократичным ценам.

Совместное предприятие Boeing с Lockheed Martin под названием United Launch Alliance одно время отвечало за все пуски крупногабаритных спутников в космос по заказу американского правительства. Но к настоящему времени оно потеряло большую долю рынка из-за появления SpaceX. Кроме того, в борьбу готовится вступить и Blue Origin Джеффа Безоса. В прошлом году SpaceX осуществил 61 запуск своих спутников Starlink и полезных грузов на орбиту для коммерческих заказчиков и государства. Совместной же компании Boeing и Lockheed Martin удалось произвести лишь восемь.

Boeing «выстроил свой космический бизнес под мир, которого больше нет», полагает Чад Андерсон, управляющий партнер венчурного фонда Space Capital.

В ноябре корпорация объявила о планах сжать восемь подотделов оборонных и космических разработок в четыре, причем вторые окажутся в единой связке с военным снаряжением и системами отслеживания под водой. Чилтон, который покинет руководящую должность в феврале и станет старшим советником, отметил, что в результате реорганизации будет сокращено число управленцев высшего звена, а за принятие решений и распоряжение ресурсами станут отвечать сами сотрудники внутри каждой команды.

Новые конкуренты могут стать угрозой и для приносящего немалый доход комплекса Space Launch System. Его еще прозвали «системой сенатских запусков», так как в 2010 году он был задуман как казенный проект по сохранению рабочих мест после завершения программы Space Shuttle. Поэтому NASA заказали строительство ракеты вместе с контрактами по принципу «затраты плюс», то есть заказчику гарантированно будут покрываться все расходы и обеспечиваться прибыль (пока что Boeing получил от агентства $13,8 млрд). Критики считают, что все это способствует превышению стоимости. Генеральный инспектор NASA оценивает один запуск «Артемиды» в $4,1 млрд. Такой подход он назвал «нерациональным», потому как, согласно прогнозам, общие расходы в рамках программы к 2025 году превысят $90 млрд. Для сравнения: бюджет NASA на текущий год составляет $25 млрд.

«Это зияющая рана для NASA и их способности реально изучать другие планеты и осуществлять лунные программы», ― уверен Крис Куилти, основатель финансовой фирмы Quilty Analytics, специализирующейся на космических проектах.

Тем временем SpaceX проектирует многоразовую тяжелую ракету Starship, чтобы воплотить в жизнь видение Илона Маска о колонизации Марса. Ведомство доверило его компании исполнение контракта по фиксированной цене на строительство особой версии лунного посадочного модуля для «Артемиды III», который состыкуется с космическим кораблем Orion производства Lockheed Martin над Луной и доставит астронавтов на ее поверхность. Многие сторонники освоения космоса убеждены: Starship может сделать то же, что и Space Launch System от Boeing, но по гораздо более низкой цене, и при этом вновь открыть для NASA путь на Луну, а также подготовиться к отправке астронавтов на Марс.

Ракета Space Launch System от Boeing и космический корабль Orion от Lockheed Martin на стартовой площадке Космического центра Кеннеди во Флориде в августе прошлого года. Комплекс оснащен двигателями со Space Shuttle, а также усилителями и другими разработками на базе предыдущей программы, и изначально позиционировался как решение, которое сэкономит время и деньги. (Фото Eric Bordelo·NASA)

Boeing имеет богатую историю в космических разработках, восходящую к первой высадке человека на Луне, однако ощутимее всего этот бизнес расширился в конце 1990-х с поглощением аэрокосмического подразделения Rockwell, изготавливавшего челноки для Space Shuttle, и McDonnell Douglas, чьи ракеты Delta были ключевым компонентом при запусках Пентагона. В 2000 году Boeing выкупил бизнес по строительству спутников у Hughes Electronics и таким образом стал крупнейшей в мире компанией в сфере космического проектирования с ежегодным доходом от профильных подразделений на отметке почти $10 млрд.

Но к 2016 году доход от подразделения, занимающегося сетями и космическими системами, куда также входил бизнес на Земле, упал до $7 млрд. Начиная с реорганизации 2017 года, когда космические программы слились воедино с еще бóльшим числом оборонных проектов, отслеживать показатели Boeing, связанные непосредственно с космосом, стало куда сложнее. В самой компании обсуждать финансы с Forbes отказались.

Деятельность Boeing по производству спутников начала постепенно сворачиваться во второй половине прошлого десятилетия ― судя по открытым данным поставок, расцвет пришелся на 2012 год, когда было произведено 10 пусков, а в 2020-м не состоялось уже ни одного. В условиях явной тенденции на «обрезание проводов», обернувшейся убытками для операторов домашнего телевидения, в масштабах всей отрасли заметно реже стали заключаться договоры на производство больших геосинхронных телекоммуникационных спутников. В то же время новые игроки начали разворачивать сети из сотен малых спутников на низкой земной орбите, чтобы предоставлять клиентам широкополосный доступ в интернет. К подобным решениям относятся Starlink от SpaceX, Project Kuiper от Amazon, а также OneWeb и Telesat.

Радикальные изменения коснулись и спутникового рынка в сфере обороны, доминирующее положение на котором давно занимали Boeing и Lockheed Martin. В ведении Пентагона находится два с лишним десятка крупных геостационарных спутников для связи и наблюдения. Их точное расположение ни для кого не секрет, поэтому, рассуждает Куилти, в случае полномасштабной войны их собьют в первый же день. Агентство по космическим разработкам при Министерстве обороны США занимается тем, чтобы переместить многие из этих мощностей на низкую земную орбиту путем создания рассеянной сети малых спутников под названием Космическая архитектура национальной обороны (NDSA). Цель программы ― сделать так, чтобы сбить один аппарат было дороже, чем построить и запустить новый ему на замену. Конкретное количество запланированных к запуску спутников агентство не называет, но Куилти ожидает примерно тысячу.

Иллюстрация спутника 03b mPOWER от Boeing. Таких для оператора SES компания собирается выпустить 11 штук. Новые фирменные аппараты с высокой пропускной способностью смогут обеспечивать 5000 регулируемых электронными средствами остронаправленных лучей, позволяя оператору корректировать загруженность телекоммуникационной сети в соответствии с запросами пользователей. Тем не менее с учетом растущей популярности широкополосных спутников на низкой земной орбите остается неясно, насколько большим будет охват рынка у Boeing. (Фото SES)

Boeing осознает угрозу со стороны малых спутников. В 2018 году корпорация приобрела производителя Millennium Space Systems. И хотя в прошлом году фирма поставила Космическим силам США два спутника, контракт на создание аппаратов в рамках первых двух партий NDSA ей заключить не удалось. В общей сложности договоры были подписаны на изготовление 194 малогабаритных спутников за $4,3 млрд.

Чилтон не исключает, что корпорации вышла боком неготовность поделить расходы на проектирование с военным сектором. По мнению Куилти, это означает две вещи: в Millennium Space Systems не было готовых решений, которые подходили бы под требования NDSA, и фирма надеялась, что все расходы на исследования и разработки будет покрывать Пентагон.

Эксперт добавляет, что переход на малогабаритные спутники ― это «ключевая угроза бизнесу Boeing в сфере обороны и разведки, к которой нужно приспосабливаться».

Но дверь не закрыта. Будто подглядев у технологических компаний, Пентагон взял на вооружение спиральную модель разработки, в которой новые партии спутников будут заказываться каждые пару лет и совершенствоваться с выпуском последующих, так что шанс поучаствовать в данной программе у Boeing все еще есть.

Если корпорация проявит расторопность, то в зарождающемся коммерческом секторе космической экономики перед организацией откроется более широкий простор для деятельности. Учитывая, что Международная космическая станция, которую по контракту обслуживает Boeing, будет выведена из эксплуатации в 2030 году, в NASA выделили средства трем командам, проектирующим коммерческие космические станции ― они будут использоваться частными предприятиями и государственными структурами. Boeing значится среди участников одного проекта — «Орбитального рифа» (Orbital Reef) под началом Blue Origin.

Несмотря на ожидаемые убытки в размере $962 млн при проектировании космического корабля Starliner для программы Commercial Crew под эгидой NASA, Джим Чилтон высказывает уверенность в том, что на низкой земной орбите будет развиваться здоровый рынок транспортных услуг по перевозке к коммерческим космическим станциям: «Мы верим в программу. Все везде запустим». (Фото Boeing)

В I квартале текущего года Boeing надеется провести первый запуск тяжелой ракеты Vulcan Centaur. За реализацию проекта отвечает совместное предприятие корпорации с Lockheed Martin, а сам аппарат оснащен новым метановым двигателем BE-4 от Blue Origin. Набирающая обороты активность в космосе поможет всем заинтересованным сторонам. Так, в United Launch Alliance прогнозируют, что частота запусков увеличится в два с лишним раза, до 20 в год. В этом предприятию поможет Amazon: корпорация уже зарезервировала 38 полетов на ракете Vulcan и девять ― на более старой модели Atlas V, чтобы развернуть свою сеть широкополосных спутников Project Kuiper.

Что же касается Space Launch System, Чилтон говорит, что с учетом инфляции комплекс обходится не дороже, чем Space Shuttle на своих ранних этапах, и еще его очень поддерживают обе партии в Конгрессе. Серьезную конкуренцию системе в дальнейшем могут составить Starship и New Glenn от Blue Origin, но пока что это единственная ракета на ходу, которой под силу поднять тяжелые грузы «Артемиды» за пределы околоземной орбиты.

«Мне кажется, будущее есть, ― делится Чилтон. ― Но если вдруг через 10 или 20 лет технологии достигнут таких высот, что необходимость в Space Launch System отпадет, наверно, для нашего бизнеса это будет плохо, но для всего мира ― наоборот, хорошо».

Перевод Антона Бундина