Деньги на бороде: почему барбершопов открывается больше, чем салонов красоты
![Фото Allef Vinicius / Unsplash](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2023/07/allef-vinicius-IvQeAVeJULw-unsplash-copy-64c260e96233a.jpg)
Несмотря на кризисные явления последних лет российская индустрия красоты привлекает инвесторов. Это следует из данных сервиса Avito, эксперты которого проанализировали для Forbes динамику откликов на объявления по продаже бизнеса и франшиза в категории «Красота и уход» в первом полугодии 2023-го. Сейчас на платформе доступно более 3000 предложений в этой категории (это салоны красоты, студии маникюра, бьюти-коворкинги и барбершопы). За первые шесть месяцев 2023 года количество звонков и обращений от потенциальных покупателей к продавцам готового бизнеса и франшиз выросло на 68% год к году. В первом полугодии 2022-года этот показатель составлял 48%.
«Положительную динамику показывают все сегменты бизнеса: как салоны красоты и студии маникюра, работающие преимущественно с женской аудиторией, так и барбершопы, ориентированные исключительно на работу с мужчинами, — комментирует руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Avito Илья Дудковский. — При этом спрос на мужские бьюти-пространства практически вдвое превосходит интерес к покупке и развитию традиционных салонов красоты».
Данные Avito демонстрируют, что с января по июнь 2023 года спрос на покупку готового салона красоты или студии маникюра вырос в среднем на 47% к аналогичному периоду прошлого года, в то время как спрос на барбершопы за этот же период увеличился на 96%.
То что, количество барбершопов растет быстрее других точек красоты, подтверждают и данные картографического сервиса 2ГИС: в городах-миллионниках за последний год (с июля 2022-го по июль 2023-го) количество барбершопов выросло на 18,6% и достигло 3337 точек. На первом месте по приросту — Омск, где количество барбершопов выросло на 35% до 54 точек, на втором месте Волгоград (плюс 31,3%, 42 точки), на третьем месте Челябинск (плюс 30,5%, 77 точек). Москва демонстрирует уверенный рост — за год количество барбершопов увеличилось на 17,6% и сейчас, по данным «2ГИС», составляет 1158 точек. Примерно такая же ситуация и в Санкт-Петербурге, где барбершопов стало больше на 16,4% — всего в городе действует 624 точки.
Показатели других точек красоты гораздо скромнее. Количество ногтевых студий за прошедший год в России выросло на 8,8%, до 33 386 салонов, парикмахерских — на 3,3%, до 28 324, косметологических салонов — на 9,3%, до 20 414.
Всего за последние четыре года количество барбершопов в России, по данным 2ГИС, выросло на 97%. Число ногтевых студий за этот же период выросло на 19,9%, парикмахерских — на 6%, косметологических салонов — на 5,3%. Чем, помимо эффекта низкой базы, объясняется такой рост барбершопов?
«Индустрия красоты долгое время считалась преимущественно женской отраслью, но в последние годы активными потребителями услуг салонов красоты становятся именно мужчины, — рассуждает Илья Дудковский. — В особенности это характерно для крупных городов». Интерес инвесторов к барбершопам он объясняет различиями в отношении мужчин и женщин к индустрии красоты. По мнению Дудковского, если мужчины в большей степени ориентируются на бренд салона, то женщины предпочитают конкретного мастера и следуют за ним, в каком бы салоне он ни работал.
Есть и другие объяснения — открыть барбершоп недорого. «Стоимость открытия салона красоты небольшого формата обойдется не менее чем в 2 млн рублей. Столько стоит, например, открыть франшизу сети «Точка красоты». Если это премиум-салон, то уже речь идет о сумме в районе 10-12 млн рублей. Открытие барбершопа в среднем обходится в 1,5-2 млн рублей», — поясняет руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская. С ней согласен основатель сети имидж лабораторий «Персона» и президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) Игорь Стоянов. «Рост количества барбершопов объясняется самым недорогим в индустрии входом: открыть такое заведение на два-три кресла стоит 1,5 млн рублей. Обучение персонала займет не более двух недель. К слову, очень много владельцев такого бизнеса сейчас приезжает к нам из стран — поставщиков трудовых мигрантов — Киргизии и Узбекистана», — говорит Стоянов.
Чего хотят мужчины
По данным исследования маркетплейса услуг YouDo.com и «МТС Банка», проведенного в июне 2023 года (есть у Forbes) российские мужчины стали больше внимания уделять своему внешнему виду. В июне 2023 года мужчины на 38% чаще, чем год назад, платили в барбершопах. Средний чек вырос на 17% и составил 1200 рублей. Количество транзакций, совершаемых мужчинами в SPA-салонах и магазинах косметики тоже выросло — на 27% и 25% соответственно. Средний чек в SPA увеличился на 10%, до 2460 рублей, а на косметику, наоборот, снизился на 13%, до 1450 рублей.
«Концепция открытия салонов красоты эксклюзивно для мужчин не нова, — рассуждает управляющий директор выставочного организатора ExpoVisionRus в России Анна Дычева-Смирнова. — Веяние пошло из Европы и США с конца 1990-х, но активно отрасль начала развиваться именно сейчас. Все началось с так называемых цирюлен — барбершопов. Потом на их базе начал расширяться ассортимент предоставляемых услуг: чистки, маски и массаж лица, инъекции ботокса, филлеры, маникюр-педикюр, эпиляция (особенно ягодиц) и коррекция бровей. Под воздействием ролевых моделей — известных футболистов, певцов и актеров — у миллиниалов сформировалась новая парадигма мышления, они совершенно иначе воспринимают понятие мужественности — уход за своей внешностью ее не подрывает. И российские мужчины в этом смысле не исключение». Хотя, по мнению собеседницы Forbes, мужчины в России пока подходят к процедурам довольно утилитарно: самые распространенные — стрижка волос и коррекция бороды, не занимающие много времени.
По словам Дычевой-Смирновой, сейчас из всего ассортимента косметологических процедур в России на мужчин приходится около 8%, причем дома российские мужчины практически не ухаживают за собой, но они хотят быстрых, эффективных и неболезненных процедур.
Эксперт приводит данные опроса ExpoVisionRus: мужчины в России в среднем тратят 28 минут на ежедневный уход за своей внешностью (для сравнения в США — 48 минут), в среднем используют в день два косметологических продукта (в США — четыре). Предметом их наибольшей озабоченности являются морщины (35%) и проблемы с волосами и седина (36%).
Как растет рынок
«В стране сформирована культура регулярного поддержания стиля. Даже в периоды 2020-2022 годов, в условиях пандемии, кризиса и невысокого уровня доходов люди не отказывались от базовых услуг парикмахерских и салонов красоты (стрижка и маникюр). Конечно, мы заметили, что около 30% мастеров в этот период ушли в самозанятость и увели клиентов из студий красоты, но в целом на рынок это не влияло», — отмечает Игорь Стоянов.
По данным АПИК, оборот российского рынка парикмахерских и салонов красоты в 2019 году оценивался в 243,3 млрд рублей. Пандемия 2020 года обрушила его на 19,2%, до 196,5 млрд рублей. Но в 2021 году рынок уже вышел в плюс, прибавив сразу 28,8% (оборот составил 253 млрд рублей).
Рост продолжился и в 2022 году — на 20,5%, до 305 млрд рублей. Индустрию красоты затронули западные санкции, введенные после начала «спецоперации»* на Украине. «Представители бьюти-отрасли фиксировали рост цен на импортную продукцию, — объясняет Стоянов. — Более 80% используемых расходных материалов и оборудования — импортные, а доля расходов на материалы в цене услуги могла достигать 60%. У поставщиков поднялись цены на косметологические препараты, краску для волос и расходники для маникюра. По состоянию на апрель 2022 года на 30-40% подняли цены официальные представители зарубежных брендов (Wella, Londa, Matrix, L’Oreal, Sebastian, Nioxin). Часть компаний, например, производитель средств для ухода за волосами Wella ушли с рынка. Операторы искали выходы и альтернативных поставщиков».
В будущем, по прогнозу АПИК, ситуация стабилизируется — к 2027 году оборот составит 413,4 млрд рублей, что на 35,5% превысит уровень 2022 года.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.