К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зарубежные рейсы помогли российским авиакомпаниям восстановить прибыли

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Российская авиация восстанавливается после кризисного 2022 года. Это видно по отчетностям за девять месяцев, опубликованным тремя крупными авиаперевозчиками. Два из них — «Уральские авиалинии» и UTair — вышли в прибыль, а крупнейший — «Аэрофлот» — получил убыток, но объяснил это переходом на новые стандарты отчетности. У всех этих компаний вырос пассажиропоток, особенно заграничный. И это с учетом того, что в 2023 году государство уже не поддерживает авиакомпании субсидиями

В 2023 году российская гражданская авиация лишилась антисанкционных государственных субсидий. В 2022-м перевозчики получили 172 млрд рублей (100 млрд рублей из них — для возмещения операционных расходов на полеты внутри страны). В нынешнем году правительство от этой меры поддержки отказалось. Но даже без нее российские авиакомпании показывают неплохие результаты — это видно из отчетностей за девять месяцев 2023-го, которые опубликовали «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и Utair.

Как сообщает в своей отчетности крупнейшая российская авиагруппа «Аэрофлот», «меры государственной поддержки и субсидии для авиационной отрасли, выделенные в 2022 году, позволили стабилизировать финансовое положение <...> и создали фундамент для обеспечения роста объемов авиаперевозок в 2023 году». По оценке компании, в нынешнем году это позволило продемонстрировать устойчивый рост операционных и финансовых результатов «без получения государственной поддержки, восполнить отсутствие субсидий поступлениями от авиаперевозок».

Как заявил в октябре заместитель министра транспорта Игорь Чалик, за девять месяцев 2023 года пассажиропоток российских авиакомпаний составил около 81 млн человек. «В том году у нас 95 млн [пассажиров] всего было», — сказал он. За девять месяцев 2022 года перевезли почти 73 млн человек, так что за тот же период 2023 пассажиропоток увеличился на 11%.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Бумажный убыток

«Аэрофлот», судя по операционным результатам девяти месяцев 2023 года, нарастил год к году количество рейсов на внутренних направлениях на 1,4% (с 89 498 до 88 244), а на международных — на 76,4% (с 17 142 до 30 231). Пассажиропоток на внутренних рейсах вырос на 4,2% (с 13,2 млн до 13,8 млн человек), на международных — на 92,7% (с 2,7 млн до 5,2 млн человек).

Мощный прирост пассажиропотока на внешних направлениях в «Аэрофлоте» объясняют восстановлением международной сети. После начала в феврале 2022 года «специальной военной операции»* многие зарубежные страны закрыли небо для российских компаний. По решению правительства российские авиаперевозчики оставили импортные самолеты у себя и перевели их в российскую регистрацию, однако из-за того, что они не были выписаны из заграничных реестров, власти некоторых стран, даже дружественного Китая, продолжали отказывать отечественным перевозчикам в прилете. Еще одним препятствием было то, что самолеты принадлежали западным лизингодателям.

 

В начале сентября «Аэрофлот» сообщил, что выкупил 18 самолетов и пять авиадвигателей у ирландской AerCap, а в начале октября — еще 17 у ирландской же SMBC Aviation Capital. К началу октября 2023 года у перевозчика было 137 судов, очищенных от требований лессоров (лизингодателей). Генеральный директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что, выкупив самолеты у ирландских лизингодателей, «Аэрофлот» «может спокойно ставить эти суда на международные направления, не опасаясь их ареста, как случалось раньше». В итоге «Аэрофлот» открыл в 2023 году новые международные рейсы: из Москвы — на Кубу (Гавана и Варадеро), в Гонконг, на Маврикий, из Казани, Новосибирска, Екатеринбурга — в Дубай, из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Хабаровска — на Пхукет (Таиланд). 

По мнению исполнительного директора компании «Авиапорт» Олега Пантелеева, полеты на международных воздушных линиях способствуют росту финансовых показателей у тех, кто их развивает. «Там [на международных рейсах] уровень конкуренции ниже, есть возможность установить тарифы, обеспечивающие приемлемый уровень рентабельности, — объясняет Пантелеев. — С одной стороны, обычно на международных линиях конкуренция ограничена межправительственными соглашениями, которые регламентируют значимые параметры: количество назначенных перевозчиков, количество связанных пар городов, частоту полетов и так далее. С другой, зачастую международные путешествия могут себе позволить люди, имеющие относительно высокий уровень доходов. Таким образом, как правило, доходность полетов на международных направлениях выше, чем на внутренних». Пантелеев отмечает и еще один факт: полеты на международных линиях, как правило, выполняются на среднемагистральных или дальнемагистральных самолетах большой вместимости, поэтому удельные издержки авиакомпании на пассажирокилометр несколько ниже, чем при полётах на короткие расстояния. 

За девять месяцев 2023 года выручка «Аэрофлота» выросла на 42,8%, до 357,3 млрд рублей. А вот чистая прибыль превратилась в убыток — минус 94,6 млрд рублей вместо прибыли в 58,4 млрд рублей годом раньше. «Аэрофлот» объяснят это эффектом от курсовых переоценок и применением стандарта бухучета ФСБУ 25/2018, который регламентирует правила отражения в отчетности арендных обязательств. «Аэрофлот» начал использовать этот стандарт только с 2022 года. «В связи с девальвацией рубля, по новому стандарту в 2023 году необходимо было переоценить обязательства аренды по более высокому курсу и признать курсовой убыток», — объяснял еще в августе первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам Андрей Чиханчин. В комментариях к итогам девяти месяцев компания также уточнила, что значительные убытки связаны именно с девальвацией рубля. 

 

Без учета влияния ФСБУ 25/2018 компания закончила три квартала 2023 года с прибылью в 16 млрд рублей против убытка в 35,5 млрд рублей за аналогичный период 2022-го, говорится в отчете. Александр Ланецкий полагает, что если расширение международной маршрутной сети компании будет продолжаться, то «Аэрофлот» может закончить год с реальной прибылью.

Двое прибыльных

Компания «Уральские авиалинии» перевезла за девять месяцев 2023 года более 7,3 млн пассажиров, что на 11% больше, чем за тот же период предыдущего года. Ее выручка выросла на 19,1%, до 83,5 млрд рублей, а себестоимость продаж — на 4,4%, до 67,1 млрд рублей. Это позволило нарастить валовую прибыль и прибыль от продаж. А вот ее чистая прибыль сократилась по сравнению с девятью месяцами 2022 года в 10,8 раза, до 1,2 млрд рублей.

Финансовая ситуация в компании напоминает историю «Аэрофлота». За первое полугодие 2023-го ее чистый убыток составил 4,3 млрд рублей (против 1,4 млрд рублей чистой прибыли за тот же период 2022 года). Тогда пресс-служба компании так же, как и в национальном перевозчике, поясняла, что это «бумажные убытки, связанные с ослаблением курса рубля и обусловленные применением авиакомпанией стандарта ФСБУ 25/2018». Тем не менее по итогам трех кварталов «Уральским авиалиниям» удалось выйти на прибыльность, хотя до начала
ноября у нее были сложности с владением флотом и двойной регистрацией.

Перевозчик
никак не мог договориться  с
подконтрольной Росавиации «НЛК Финанс» о постепенном выкупе своих 19 Airbus. Поэтому компания не могла отправлять суда в
большинство зарубежных стран своей маршрутной сетки и летала только в Киргизию
и Таджикистан. Дело дошло до того, что допуски «Уральских авиалиний» на
рейсы в ОАЭ, Таиланд, Казахстан и Узбекистан авиационные власти готовились временно передать «Аэрофлоту»,
Red Wings и «Азимуту». И лишь в первых числах ноября источники сообщили «Коммерсанту», что договор с НЛК близок
к подписанию.

Лучше ситуация оказалась у UTair, у которой чистая прибыль за январь-сентябрь 2023 года выросла в 1,4 раза и составила 6,3 млрд рублей. Выручка компании за три квартала составила 55,5 млрд рублей — на 15% больше, чем годом ранее. За этот же период группа UTair перевезла 5,1 млн пассажиров: 4,6 млн — на самолетах и 500 000  — на вертолетах. Прирост пассажиропотока на международных рейсах составил 33,8%, на внутренних — 4,1%. В апреле-октябре 2022 года компания нарастила полеты за рубеж в 3,6 раза. Особое внимание UTair уделила в 2023 году новым зарубежным маршрутам из Поволжья: из Самары — в Баку и Самарканд, из Уфы — в Баку и Ташкент. К имевшимся зарубежным маршрутам в Азербайджан, Армению, Киргизию, ОАЭ, Таджикистан, Турцию и Узбекистан компания добавила полеты в Дубай и в ОАЭ из Грозного, Тюмени и Сургута.

 

У Олега Пантелеева из «АвиаПорта» «есть гипотеза» по поводу постепенной стабилизации финансовых показателей российских авиаперевозчиков. «Я не могу подтвердить ее цифрами или чьими-то мнениями, — говорит он. — Но на уровне ощущений, мне кажется, что в 2022 году на фоне введения санкций они сначала потеряли много времени, чтобы перестроить маршрутные сети и приспособиться к новым реалиям, а затем вложили много средств в то, чтобы наполнить склады запчастями, а сейчас компании адаптировались к новым условиям и поддерживают складские запасы на нужном уровне».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+