К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гладко было на бумаге: почему данные об экономическом благополучии могут врать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Социологические опросы и экономическая статистика все чаще становятся причиной бурных споров и громких скандалов: цифры могут не только не отражать реальность, но и служить тем или иным политическим интересам. От Аргентины и Бразилии до Греции и Китая проблемы в работе статистических институтов оборачиваются многомиллиардными штрафами, импичментами и длительными разбирательствами. Рассказываем, как искажение данных может поколебать доверие к целым государствам и чем еще опасны неправильные подсчеты

Замеры общественных настроений раз за разом приводят к оживленным дискуссиям в социальных сетях. Цифры из подобных исследований не всегда дают точное представление о реальности. Статистика по тем или иным причинам может искажать картину, а в некоторых случаях — отражать ангажированную позицию. Во многих государствах специалисты пытаются понять, почему данные об электоральных настроениях часто расходятся с итогами голосования. Последние несколько лет принесли целую серию сюрпризов, когда в самых разных странах — от Израиля и Италии до Нидерландов и Франции — прогнозы и итоги выборов кардинально расходились. 

При этом гарантировать точные результаты не получается даже у крупных исследовательских центров. Например, в 2016 году опросы на уровне штатов продемонстрировали серьезные недочеты, не сумев предсказать вероятность победы Дональда Трампа в США. В 2024 году опросы в США показывали равенство в поддержке Камалы Харрис и Дональда Трампа — но последний одержал победу с серьезным перевесом. 

«Каждый исследователь рассчитывает погрешность, которая должна учитывать пробелы в вычислениях, — комментирует для NRP причины проблем с опросами Кортни Кеннеди, вице-президент по методологии и инновациям в Pew Research Center. — Погрешность — это несовершенный показатель. Она создает у людей ложное ощущение точности. Помимо ошибок выборки, которые учитываются в погрешности, есть и другие причины появления ошибок, например, тот факт, что сторонники Трампа, как правило, менее охотно участвуют в опросах». 

 

В области экономики статистические данные тоже регулярно оказываются обманчивыми. Как государственная, так и частная экономическая статистика может быть подвержена манипуляциям, что иногда приводит к серьезным последствиям. 

Недавно глава Китая Си Цзиньпин распорядился провести расследование и принять дисциплинарные меры против Гао Шаньвэня, главного экономиста государственной компании SDIC Securities, после его критики в адрес экономической политики Пекина. Как сообщает The Wall Street Journal, на форуме в Вашингтоне Гао усомнился в достоверности официальных данных, предположив, что реальный рост ВВП Китая в последние годы мог быть вдвое ниже заявленных 5%, и выразил скепсис по поводу способности властей реализовать эффективные стимулы для экономики. Эти высказывания вызвали негодование Си, который запретил Гао выступать публично на неопределенный срок. 

 

Статистические институты

Государственная статистика является ключевой частью политических и экономических институтов, обеспечивая их достоверной информацией, необходимой для управления и принятия решений. Кроме того, статистика обеспечивает прозрачность и подотчетность власти перед обществом и международными партнерами, служа инструментом доверия и легитимности. Поэтому вмешательство в работу статистических органов приводит к серьезным последствиям.

«Можно выделить четыре основных типа манипуляции данными, — пишут в статье Гронингенского университета исследователи Роберто Арагао и Лукас Линси. — Прямая манипуляция включает публикацию заведомо неверных данных под давлением правительства, что сопряжено с высоким риском скандала. Политически мотивированные оценки появляются там, где изначально нет возможности собрать точные данные, и цифры намеренно подбирают так, чтобы они соответствовали интересам властей. Использование альтернативных методологий предполагает выбор легитимных методологий, которые дают наиболее удобные для власти результаты без явного нарушения стандартов. Манипуляция косвенными средствами основывается на изменении исходных данных или процессов, влияющих на конечные показатели (например, финансовые потоки), что делает интервенцию менее заметной и рискованной». 

Латиноамериканские методы

В последние годы было несколько громких случаев, когда обнаруживались манипуляции с цифрами в разных странах. В октябре 2024 года в Лондоне было вынесено окончательное решение о назначении Аргентине штрафа на сумму $1,5 млрд в результате судебного процесса, связанного с манипуляциями в государственной статистике. Суд постановил, что Аргентина нарушила условия своих облигаций, привязанных к росту ВВП, изменив метод расчета валового внутреннего продукта, чтобы уменьшить выплаты инвесторам. Это стало результатом многолетних манипуляций со статистическими данными в период правление Киршнеров​.

 

«Все началось с попыток скрытого вмешательства, затем перешло к манипуляции методологиями, а впоследствии — к прямому вмешательству. Эти действия были направлены на занижение уровня инфляции, чтобы уменьшить платежи по долгам, привязанным к индексу инфляции IPC-GBA, и снизить общественное недовольство», — описывают процесс манипуляции статистикой в стране Роберто Арагао и Лукас Линси. 

Исполнительные власти пытались изменить методологии расчета инфляции, заменить ключевых сотрудников в статистическом агентстве INDEC, исключить из расчетов определенные товары с нестабильными ценами и использовали исключительно данные от лояльных источников. Несмотря на столь отчаянные попытки, все эти манипуляции стали заметны как внутри страны, так и на международной арене. 

Помимо штрафа, бывшие чиновники, такие как Гильермо Морено, также столкнулись с уголовными обвинениями. В 2024 году его приговорили к трем годам тюремного заключения и запрету занимать государственные должности в течение шести лет за участие в фальсификации данных статистического агентства страны INDEC.

«Креативные решения популистов привели к негативным экономическим последствиям, нанеся ущерб репутации страны», — заявил текущий президент Аргентины Хавьер Милей, подтвердив, что страна выплатит назначенный штраф. «Прошло десять лет, а аргентинцы все еще расплачиваются за тот хаос, который устроили некомпетентные и невежественные люди, управлявшие нами», — резюмировал глава государства.

Последствия прямой манипуляции статистикой предыдущими правительствами Аргентины привели к усугублению экономической ситуации в стране. Новость об очередных финансовых трудностях появилась в то время, когда страна активно пытается накопить иностранную валюту на счетах ЦБ для снятия валютных ограничений, мешающих притоку инвестиций. Эти средства необходимы для стабилизации курса песо и выполнения обязательств по внешним долгам, включая выплату $44 млрд Международному валютному фонду. 

 

В отличие от случая Киршнеров, в Бразилии манипуляции данными были связаны с изменением методологий и финансовыми потоками. В 2016 году президента Бразилии Дилму Руссефф, представлявшую Партию трудящихся, обвинили в использовании в 2012–2015 годах техники «педаладас фискаис» («фискальные махинации») для сокрытия дефицита бюджета путем перераспределения средств государственных банков. Сегодня Партия трудящихся является правящей, а ее лидером выступает действующий президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.

«После десятилетия сильного экономического роста неблагоприятные международные условия и растущая политическая неопределенность в начале 2010-х годов негативно сказались на бразильской экономике, — раскрывают контекст происходящего исследователи Роберт Арагао и Лукас Линси. — Замедление роста поставило правительство под угрозу падения налоговых поступлений... Правительство Дилмы Руссефф оказалось перед дилеммой. С одной стороны, свежи были воспоминания о кризисе 2008 года, и признаки замедления экономики рассматривались как серьезная проблема, требующая нового раунда финансовой поддержки экономики. С другой стороны, с приближением выборов 2014 года правительство также стремилось сохранить видимость здоровых государственных финансов».

Руссефф выбрала стратегию, при которой она использовала государственные банки для сокрытия социальных расходов. Банки вроде Caixa Econômica Federal, BNDES и Banco do Brasil использовались для финансирования программ, включая выплаты по социальной программе Bolsa Família, субсидии на производство и жилье. Фактически государственные банки выступали в роли посредников, финансируя социальные программы и субсидии. Это привело к значительному росту задолженности перед банками, при это эти расходы не учитывались в расчетах долга и дефицита бюджета.

Искажение данных использовалось для улучшения экономического имиджа и избежания политических последствий на фоне сокращения объема экономики. В результате Сенат Бразилии проголосовал за импичмент, и Руссефф была снята с должности, что вызвало политический кризис. 

 

Отстранение Руссефф углубило раскол в обществе и привело к значительной потере доверия к левым силам, особенно к Партии трудящихся. Этот кризис способствовал росту популярности правых идей и антисистемных настроений, что следующий президент Жаир Болсонару активно использовал в своей кампании. В своих предвыборных выступлениях он подчеркивал, что политическая элита не справляется с коррупцией и преступностью.

Продолжение прямых манипуляций статистикой, несмотря на их обнаружение, может приводить не только к политическим и экономическим кризисам, но и к усилению изоляции страны. Во времена правления Уго Чавеса и Николаса Мадуро правительство Венесуэлы активно искажало экономическую статистику. Официальные данные об инфляции и экономическом росте не отражали реальной ситуации в стране. В определенный момент правительство просто перестало предоставлять официальную статистику по инфляции и бедности, чтобы избежать критики и социальных волнений. МВФ начал использовать альтернативные данные и оценки независимых аналитиков, а помощь стране по линии международных организаций была приостановлена, усилив ее изоляцию.

Эллинский процент

Скандал с фальсификацией экономической статистики Греции разразился в 2009 году и стал известен как один из самых значимых эпизодов долгового кризиса в Евросоюзе. Как выяснилось, Греция в течение многих лет представляла некорректные данные о своем государственном долге и бюджетном дефиците, чтобы соответствовать строгим требованиям еврозоны.

В конце 2009 года новое правительство Греции под руководством Георгиоса Папандреу начало внутреннюю ревизию государственных финансов и выявило огромные несоответствия. Министерство финансов обнародовало информацию о том, что уровень дефицита бюджета составляет около 12,7% ВВП — почти в два раза больше, чем заявлялось ранее. Выяснилось, что Греция годами занижала цифры, чтобы соответствовать критериям для стран еврозоны.

 

Греческие власти использовали разные схемы, чтобы скрыть реальное положение дел. В частности, применялись методы переноса долгов на более поздние периоды, а также некоторые доходы от операций, не имеющих реальной ценности для бюджета, учитывались для снижения видимого дефицита.

Европейские и международные инвесторы начали массово избавляться от греческих долговых бумаг, что привело к резкому росту стоимости заимствований для страны. В результате Греция оказалась на грани дефолта. Также инвесторы начали сомневаться в надежности экономик других стран еврозоны с высоким уровнем долга, таких как Португалия, Испания и Италия. Это привело к росту стоимости заимствований для этих стран и дополнительно усилило их экономические проблемы. Евро, будучи общей валютой, стал ассоциироваться с высокими рисками — валюта потеряла в стоимости, так как инвесторы видели риски распада еврозоны.

Гиганты Азии

Вмешательство в работу статистических институтов и манипуляции данными в разных странах приводили к значительным политическим и экономическим кризисам. Это отбрасывало страны назад в экономическом развитии и могло мешать дальнейшему росту. Есть еще две страны, достоверность показателей которых у исследователей вызывают сомнения — Китай и Индия. Сегодня они обеспечивают 27,3% мирового ВВП (ППС) — 19,05% и 8,23% соответственно. 

Исследования показывают, что китайские региональные чиновники могут завышать местные показатели, используемые как KPI для карьерного роста. Сомнения в точности данных ВВП Китая усиливаются из-за разницы между официальной статистикой и альтернативными методами оценки экономической активности. Независимые аналитики на основе данных потребления энергии и грузоперевозок оценивают реальный рост ВВП Китая существенно ниже официальных значений. 

 

Исследования, основанные на анализе интенсивности искусственного ночного освещения с помощью спутниковых данных, также демонстрируют расхождение данных роста ВВП. Рост китайской экономики, оцененный по данным со спутников с 1992 по 2006 год, составил около 57%, тогда как официальные данные указывают на рост в 122%. Авторы исследования, экономисты Майкл Оуян и Ханна Шелл, считают, что рост экономики Китая, вероятно, был преувеличен в период перехода страны от командной экономики к рыночной, что, возможно, привело к завышенным данным об уровне производства в последние годы. Если это так, то доля Китая в мировом ВВП также может быть завышена. «В отличие от индексов экономических данных, созданных человеком, спутниковые данные защищены от фальсификации или искажения», — говорят они. 

Несмотря на то, что в последние годы официальные данные стали более согласованными с альтернативными оценками, сохраняются опасения относительно аномальной «гладкости» данных Китая и точности сбора данных. Это означает, что данные показывают слишком ровный, предсказуемый рост, что может быть результатом манипуляций или ошибок в сборе информации, так как в реальных экономических показателях обычно больше флуктуаций (случайных отклонений от величины). 

Данные ВВП Китая за 2023 год также были встречены экспертами с долей скепсиса. Это связано с тем, что впервые с 2010 года реальный рост ВВП превысил номинальный (4,8%), что само по себе вызывает вопросы. Обычно номинальный рост должен быть выше, так как он не учитывает инфляцию. Однако в случае дефляции, которая наблюдалась в Китае в 2023 году, реальный рост оказывается искаженным из-за общего снижения цен. Таким образом, если бы дефляции не было, реальный рост ВВП Китая в 2023 году, вероятно, оказался бы ниже заявленного уровня в 5%, что поставило бы под сомнение выполнение целевых показателей.

Другие эксперты высказывают сомнения в достоверности данных о росте ВВП Индии из-за использования специфического метода расчета показателя, который не соответствует международным стандартам. Применение общепринятого метода при перерасчете данных по росту ВВП может снижать значение роста показателя почти вдвое. Данные по Индии могут быть чрезмерно оптимистичными, особенно в отраслях с высокой волатильностью, таких как промышленность и услуги.

 

«Индия изменила источники данных и методологию оценки реального валового внутреннего продукта (ВВП) для периода после 2011-2012 годов. Это привело к значительному завышению темпов роста. Официальные оценки среднегодового роста ВВП за период с 2011-2012 по 2016-2017 годы находятся на уровне около 7%. Мы оцениваем, что фактический рост мог составлять около 4,5%, с 95%-ным доверительным интервалом от 3,5% до 5,5%», — отмечает  Арвинд Субраманян в статье Гарвардского центра международного развития. 

Профессор Арун Кумар, бывший преподаватель Университета Джавахарлала Неру, обращает внимание, что большинство расходов в ВВП, таких как частное потребление, государственные расходы, инвестиции в ценные бумаги и экспорт, снизились в процентном отношении к ВВП в 2023 году. Одновременно импорт немного вырос, а инвестиции в основные средства остались на том же уровне. Возникает несоответствие: как может ВВП демонстрировать высокий рост, когда основные составляющие экономической активности показывают снижение или стагнацию? Вероятно, ошибка возникает из-за методологии подсчета, считает профессор.

Роль Индии как ведущей развивающейся экономики делает последствия завышения ВВП более значительными. Поскольку Индия является важным драйвером глобального роста на развивающихся рынках, ошибки в данных о ее ВВП не только вводят в заблуждение на национальном уровне, но и могут искажать представление о силе, устойчивости и потенциале роста других развивающихся стран, считает Арвинд Субраманян. 

Потенциальное подтверждение подозрений в манипуляциях статистикой в крупнейших экономиках мира, таких как Китай и Индия, может спровоцировать политические и экономические потрясения, последствия которых отразятся на глобальной экономике. Обнаружение таких искажений может не только подорвать доверие инвесторов и международных партнеров, как это было в случае с латиноамериканскими странами, но и выявить потенциальные системные риски в ключевых экономиках мира, скрытые ранее за завышенными показателями роста.

 

Но проблемы со сбором и интерпретацией статистики не являются прерогативой азиатских или латиноамериканских стран. Такие государства, как Великобритания и США, также сталкиваются с вызовами в этой области. Как отмечает Bloomberg, британское Управление национальной статистики подверглось критике за недостоверные данные по рынку труда, тогда как американские агентства страдают от хронического недофинансирования, что приводит к задержкам и ошибкам в публикациях. Низкий уровень отклика на опросы и нехватка ресурсов остаются общими проблемами, а внутренние барьеры в координации затрудняют работу. Несмотря на растущую популярность частных альтернативных источников данных, они пока не способны заменить официальные показатели, которые остаются ключевыми для экономического анализа и принятия решений.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+