Производство водки в России в начале года снизилось до минимума за девять лет
В январе-феврале в России произвели 7,6 млн декалитров водки, это самый низкий показатель за период с 2017 года включительно, пишет «РБК Вино». По сравнению с 2024 годом производство водки снизилось на 26,3%, производство алкогольной продукции в целом (кроме пива, сидра, пуаре и медовухи) — на 25,6%
В январе-феврале в России произвели 7,6 млн декалитров водки, это самый низкий показатель за период с 2017 года включительно, пишет «РБК Вино» со ссылкой на данные Росалкогольтабакконтроля (РАТК) и статистику ЕМИСС. По сравнению с 2024 годом производство водки снизилось на 26,3%.
Объем производства алкогольной продукции (кроме пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в целом в России в январе-феврале также сократился примерно на четверть (–25,6%) год к году, с 26,8 млн дал в 2024-м до 19,9 млн дал в 2025-м. Показатель также стал самым низким с 2017 года.
Сильнее всего в январе-феврале снизилось производство слабоалкогольной продукции (–92,1% год к году), виноградосодержащих напитков с этиловым спиртом (–89,7%) и плодовой алкогольной продукции (–87,9%). Такой резкий спад связан с изменением маркировки: из-за повышения акцизов производители перераспределили их в другой раздел статистики — бродильные напитки. Производство спиртных напитков крепостью выше 9% снизилось год к году на 23,4%.
За первые два месяца этого года выросло производство в двух категориях алкогольных напитков: тихих (+14,8%, до 5,1 млн дал) и игристых (+16,1%, до 2,4 млн дал) виноградных вин.
Президент гильдии экспертов «Алкопро» Андрей Московский объясняет снижение производства водки несколькими факторами: повышением
акцизов и минимальной розничной цены, «активной антиалкогольной кампанией» в регионах и тем, что январь был «пустым месяцем, в который мало всего производили». «Все же повышение цены было серьезным — сразу на 50 рублей», — отмечает эксперт.
Вместе с тем, по словам Московского, такие цифры могут объясняться и загруженностью складов. «Возможно, что у производителя еще остались запасы с прошлого года. И в это верится больше, чем в то, что ограничения торговли в нескольких регионах или антиалкогольная деятельность Минздрава принесли такой результат», — отмечает эксперт, который рекомендует прежде всего смотреть на показатели продаж.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в разговоре с «РБК Вино» заявил, что «не должно быть такого падения» производства водки. Он отметил, что в прошлом году не было «какого-то грандиозного перепроизводства» водки, которым могли бы объясняться такие результаты.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет», направили министру цифрового развития Максуту Шадаеву письмо с просьбой поддержать идею онлайн-торговли алкоголем с проверкой возраста через биометрию и инициировать ее рассмотрение в правительстве, сообщили в прошлом октябре «Ведомости» со ссылкой на документ. Его подлинность подтвердили в АКИТ.
В Минцифры подтвердили получение письма. Представитель ведомства отметил, что возможность верификации по биометрии при онлайн-продаже товаров с возрастными ограничениями, в том числе тонизирующих напитков, обсуждается. Он не уточнил, входят ли в этот список спиртные напитки.
