Минтранс вынесет легализующие овербукинг поправки в Воздушный кодекс на обсуждение
Законопроект о легализации овербукинга в пассажирских авиаперевозках (продажа билетов на авиарейс больше количества мест в самолете) подготовит Минтранс, узнали «Известия». Проект изменений в Воздушный кодекс могут вынести на публичное обсуждение в начале июня. Обязательными по проекту станут компенсации пассажирам от 25% до 100% от стоимости билета за пересадку на другие рейсы
Минтранс разрабатывает совместно с авиаперевозчиками проект изменений в Воздушный кодекс, который узаконит овербукинг (сверхбронирование билетов на авиарейс). Об этом пишут «Известия» со ссылкой на собеседников, которые участвовали в закрытом заседании Общественного совета при Минтрансе 22 апреля. Поправки позволят авиакомпаниям на законных основаниях отказывать пассажирам в вылете и пересаживать их на другие рейсы, но сделают обязательными выплаты им компенсации.
Публичное обсуждение законопроекта планируется начать в июне. В Минтрансе «Известиям» сообщили, что комментировать подробности его положений преждевременно. Издание направило запросы в авиакомпании. Один из собеседников издания рассказал, что авиаперевозчикам запретят снимать с рейсов родителей с детьми, инвалидов и сопровождающих их, военнослужащих, следующих к месту службы, и пассажиров с билетами на пересадочные рейсы.
Зампред Общественного совета при Минтрансе, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов уточнил, что в защищенную категорию пассажиров могут не попасть пассажиры, отправляющиеся в командировку, — они рискуют пропустить то или иное важное мероприятие. По словам участников обсуждения, в случае пересадки будет соблюдаться принцип добровольности — у пассажира обязаны спросить согласие на перелет другим рейсом.
Авиаперевозчикам придется иметь отдельный штат сотрудников для выявления пассажиров, готовых перенести перелет, рассказала директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова, участвовавшая в заседании. По ее словам, шкала компенсаций за пересадку может зависеть от часов задержки вылета: один–два часа, два–шесть часов, 6–12 часов и 12–24 часа. Зотов рассказал, что законопроектом предлагаются компенсации от 25% до 100% в зависимости от задержки вылета, а у пассажира гарантированно сохраняется первоначальный маршрут полета. Хомякова отметила, что если пассажиров сняли с рейса, который реже, чем раз в сутки, то компенсация составит 200%.
Обсуждается автоматизация выплаты компенсаций, чтобы их получение в аэропорту вылета было оперативным и удобным для пассажиров, добавил Зотов. Участники заседания опасаются искусственного овербукинга, когда авиакомпания намеренно продает больше билетов на востребованные рейсы, а затем пересаживает людей на менее популярные. Такой механизм увеличивает заполняемость кресел.
Разработчики законопроекта сообщили, что для перевозчиков предусмотрена ответственность за злоупотребления — лишение возможности использовать овербукинг, если по итогам года число пересаженных пассажиров с одного рейса на другой превысит установленный Минтрансом предел. «Смысл овербукинга в том, что он позволяет повысить заполняемость самолетов и увеличить авиационную подвижность населения», — считает Зотов. По его словам, сейчас сверхбронирование авиабилетов фактически применятся, но остается вне правового поля.