К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уход половины водителей и рост цен: аналитики оценили последствия локализации такси

Фото Василия Кузьмичёнока / Агентство «Москва»
Фото Василия Кузьмичёнока / Агентство «Москва»
В случае принятия закона о локализации такси более половины водителей уйдут из отрасти, а тарифы на поездки значительно возрастут, считают эксперты Аналитического центра при правительстве России. Госдума 13 мая запланировала рассмотреть законопроект о локализации такси во втором чтении. «Польза, о которой говорят авторы законопроекта, крайне сомнительна. А вред — очевиден», — считают водители, подрабатывающие в такси на личных автомобилях

В случает принятия закона о локализации такси более половины водителей уйдут из отрасти, а тарифы на поездки значительно возрастут, считают эксперты Аналитического центра при правительстве России. «Высокие расходы на замену автомобиля и долгая окупаемость приведут к уходу из отрасли до 51% водителей (507 000 человек) и существенному росту тарифов на горизонте 5–7 лет», — говорится в исследовании «Влияние локализации автомобилей такси на положение отрасли».

Оно опубликовано на сайте центра 13 мая. В этот день Госдума запланировала рассмотреть законопроект о локализации такси во втором чтении. В первом чтении законопроект был принят в январе 2024 года. 

Законопроект, обязывающий таксопарки перейти на машины российских автопроизводителей, был внесен на рассмотрение Госдумы в ноябре 2023 года сенатором Андреем Кутеповым и депутатом от «Единой России» Владимиром Гутеневым. Законодательная инициатива призвана поддержать российский автопром и позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси (под локализацией подразумевается производство автомобиля или его частей на территории России).

 

Эксперты Аналитического центра при правительстве напомнили, что более половины российского рынка такси составляют водители на личных автомобилях. Они будут вынуждены сменить вид деятельности, так как не смогут заменить личный автомобиль на тот, что подходит под критерии законопроекта, — для этого пришлось бы потратить в сумме 289 млрд рублей.

Водители частичной занятости на собственном автомобиле играют ключевую роль на рынке пяти федеральных округов, отмечается в исследовании. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах 94% и 76% личных автомобилей, используемых водителями в формате частичной занятости, являются иностранными и не подходят под критерии законопроекта. Затраты на замену одного автомобиля могут достигать 470 900 рублей при сроке их окупаемости до 16 лет без учета роста тарифов.

 

Ранее, в феврале 2025 года, о возможных рисках в случае принятия закона о локализации такси предупредил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). По мнению государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента, законопроект нуждается в дополнительном обсуждении «с участием представителей заинтересованных структур». Потери федерального бюджета в случае принятия законопроекта о локализации такси могут составить порядка 350 млрд рублей за три года, отмечалось в аналитической записке Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «О влиянии новых требований к локализации автомобилей на сегмент таксомоторных перевозок», с которой  Forbes.

Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» попросил руководство Госдумы исключить водителей, использующих формы НПД и ИП и подрабатывающих в перевозках пассажиров на личных автомобилях, из-под действия положений законопроекта о локализации такси.

Эксперты Аналитического центра при правительстве России для снижения негативных последствий локализации такси предлагают расширить номенклатуру доступных автомобилей и включить в нее автомобили, произведенные или собранные в России до 2022 года. По их расчетам, до 2028 года это поможет сохранить работу более 240 000 водителей на собственных автомобилях.

 

«Польза, о которой говорят авторы законопроекта, крайне сомнительна. А вред — очевиден», — заявил Forbes глава союза «Цифровой мир» Владимир Корнеев. Он напомнил, что таксопарки вынуждены регулярно обновлять свой парк по лизингу, при этом, как показывает практика, китайские автомобили проходят до необходимости их замены вдвое меньший пробег. Корнеев предупредил, что цены за аренду такого автомобиля вырастут более чем вдвое, до 4000—5000 рублей в день, что означает рост цены на перевозки минимум на 40%.  И призвал не забывать про ожидаемую в течение года инфляционную прибавку в 25%.

По словам исполнительного директора Национального совета такси Наталии Лозинской, принятие закона о локализации такси и тем более распространение действия этого закона на самозанятых водителей «чревато резким ухудшением экономики отрасли, ростом безработицы и дефицитом перевозчиков». Она предупредила, что таксопарки, которые отказываются пересаживаться на авто отечественного производства из-за высоких затрат на их обслуживание, будут сокращать парк машин. Средние и небольшие предприятия уйдут с рынка, так как у них нет свободных средств на покупку новых машин. В результате владельцы таксомоторных компаний и самозанятые на личных автомобилях потеряют возможность зарабатывать, количество машин на линии сократится, стоимость поездок возрастет.

В «Яндекс Такси» оперативно на запрос Forbes не ответили. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+