Госдума приняла закон о переходе такси на автомобили российской сборки

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект об ужесточении требований к уровню локализации автомобилей, используемых в такси. «Принять закон», — говорится в данных о законопроекте в системе обеспечения законодательной деятельности.
Изначально законопроект «был предложен очень сырой», отметил в ходе обсуждения законопроекта спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Пришлось профильному комитету вместе с профильным министерством, другими заинтересованными лицами и, самое главное, с представителями сообщества практически переработать от начала до конца», — отметил он (цитата по ТАСС).
Законопроект, обязывающий таксопарки перейти на машины российских автопроизводителей, был внесен на рассмотрение Госдумы в ноябре 2023 года с целью поддержать российский автопром. В первом чтении он был принят в январе 2024-го. И изначально устанавливал требование, согласно которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября 2025 года легковой автомобиль должен быть соответствующим уровню локализации (под локализацией подразумевается производство автомобиля или его частей на территории России) не менее 3200 баллов, что соответствует планке допуска автомобилей к госзакупкам в России.
Представители бизнеса обращали внимание, что таким требованиям соответствуют лишь модели «АвтоВАЗа» и ограниченный перечень марок, выпускаемых в стране.
Ко второму чтению законопроект был доработан. В результате автомобили, допускаемые для работы в такси, должны соответствовать следующим критериям: совокупное количество баллов локализации равняется совокупному количеству баллов, установленному правительством для госзакупок; автомобиль произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов локализации либо решение правительства, если речь идет об инвестконтракте, заключенном после 1 марта 2025 года.
Депутаты сделали исключение для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока. Требования по локализации автомобилей такси в Калининградской области и Сибирском федеральном округе не будут применяться до 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — до 1 марта 2030 года.
Закон должен вступить в силу 1 марта 2026 года.
Против законопроекта о локализации такси выступили представители бизнеса и различные объединения. Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ оценивали потери федерального бюджета в случае принятия законопроекта в 350 млрд рублей за три года. В случае принятия закона о локализации такси более половины водителей (507 000 человек) уйдут из отрасли, а тарифы на поездки значительно возрастут, отмечали эксперты Аналитического центра при правительстве России. «По сути, новый законопроект ставит запрет для более чем 2,5 млн человек на подработку на собственных автомобилях», — говорилось в обращении, направленном на имя Володина Союзом пользователей цифровых платформ «Цифровой мир».