Работы по разработке легкого самолета «Байкал» зашли в тупик, сообщил вице-премьер — полпред президента в ДФО Трутнев. Придется проводить ремоторизацию «кукурузника» Ан-2, признал он. В Минпромторге заверили, что работа над созданием «Байкала» с отечественным двигателем продолжается
Работы по разработке легкого самолета «Байкал» зашли в тупик, сообщил вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. «То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2», — сказал он на заседании комитетов Госдумы (цитата по «Интерфаксу»).
«Малой авиации, к сожалению, практически нет», — добавил вице-премьер.
Позднее пресс-служба Минпромторга сообщила, что работа над созданием легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» с отечественным двигателем продолжается. В министерстве отметили, что по результатам летных испытаний самолета и работы по устранению недоработок принято решение о необходимости продолжения опытно-конструкторских работ (ОКР), в рамках которой будет проведена модификация самолета ЛМС-901 путем оснащения его маршевой силовой установкой с двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901 российского производства. 9 апреля 2025 года заключен госконтракт на выполнение ОКР с Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург).
После разъяснений Минпромторга Трутнев пообещал собрать конструкторов и вывести работу над самолетом «Байкал» из тупика. «Во-первых, надо разбираться, кто этой работой занимался, и призвать к ответственности. Во-вторых, мне все равно совершенно не нравится идея отказаться от разработки нового самолета и летать на тех самолетах, которые летали 60–80 лет назад».— сказал он (цитата по «РИА Новости»).
В феврале «Коммерсантъ» сообщил со ссылкой на источники, что проект самолета «Байкал» может быть заморожен из-за «драматических ошибок» при проектировании самолета. По данным газеты, на фоне проблем с ЛМС-901 Минпромторг рассматривает возможность ремоторизации «кукурузника» Ан-2 (совершил первый полет в 1947 году).
Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до 2 т груза. Оснащен одним турбовинтовым двигателем, имеет дальность полета до 3000 км и может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Планировалось, что «Байкалы» заменят Ан-2.
Тендер Минпромторга на разработку «Байкала» в 2019 году выиграла структура УЗГА — ООО «Байкал Инжиниринг». Первые три опытных образца самолета были оснащены двигателями General Electric H80-100 и винтами Hartzell Propeller. Запуск серийного производства «Байкала» был запланирован на 2024 год.
В 2022 году оба американских партнера вышли из проекта.
В ходе замены импортных систем на отечественные предполагаемая цена самолета достигла 455 млн рублей, сообщил в августе 2024 года РБК со ссылкой на источники. Минпромторг при заказе самолета в 2019 году говорил, что его цена — не выше 120 млн рублей. Вопрос был вынесен на уровень президента России Владимира Путина. В результате, по словам замглавы Минпромторга Геннадия Абраменкова, УЗГА гарантировал поставку самолетов по цене не выше 280 млн рублей.