Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Собирать по уральским деревням народные сказки и байки (на Урале их называют побывальщины) Наталья отправилась, еще будучи студенткой Уральского государственного университета. По ее словам, она и сегодня, когда появляется свободное время, продолжает путешествовать по региону и собирать народные истории. В университете она училась на филолога, но еще до его окончания решила в 1992 году заняться собственным бизнесом, который вырос в сеть из 15 залов для занятий ритмической гимнастикой. А через три года открыла компанию «Детское бюро путешествий».
«Эта идея тоже из детства, — объясняет Наталья. — В советских журналах публиковались адреса для переписки. Помните же — «друзья по переписке». И вот я общалась со всей страной — около сотни адресатов. Посылками даже обменивались. Мне присылали яблоки из Азербайджана, орехи и груши из Одесской области... Очень хотелось путешествовать, побывать везде самой».
«Бюро путешествий» вот уже 30 лет занимается организаций детского отдыха, в основном выигрывая тендеры по госзакупкам по разным региональным программам. Выручка компании, по словам Натальи, в 2024 году составила 547 млн рублей. Заработка от основного бизнеса хватало, чтобы в 2013 году вместе с дочерью Алисой приступить к реализации мечты о сказочном парке.
«Сказки нам не нужны»
Место под будущий парк нашли с трудом. «Сначала наметили Полевской городской округ Свердловской области — о тех местах больше всего написано сказов Бажова, — рассказывает Наталья. — Тогда еще не было установки развивать туризм на местах. И глава округа землю не выделил: «Не верим мы в эти сказки, вот если бы коттеджный поселок строили, а сказки нам не нужны». Думал, что мы под видом парка какую-то хитрую схему мутим».
Чиновника понять было можно. «Когда много лет назад проект этого парка нам только презентовали, казалось, что это какая-то авантюра. Не думали, что такое может окупаться: чаще всего подобные объекты создаются на дотации государства или в качестве благотворительности крупной корпорации», — вспоминает в интервью Forbes вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов.
В Сысертском округе его руководитель, наоборот, обрадовался и предложил выбрать участок. Но проиграл выборы, и новый начальник планируемые проекты предшественника закрыл. В Арамильском округе ситуация оказалась зеркальной: один глава отказал, а сменивший его на выборах, наоборот, идею поддержал. И выделил под будущий парк участок площадью 5,5 га вблизи поселка Светлый на берегу реки Исеть.
«Там было заросшее болото, к тому же заваленное мусором — местные жители тот берег использовали под свалку, — рассказывает Алиса Ларионова. — Первый год мы просто созерцали весь этот ужас, не понимая, с какой стороны начинать».
Начали, понятно, с вывоза мусора. Два года ушло на согласование и подведение коммуникаций, на собственные средства протянули к будущему парку ЛЭП, отсыпали дороги. В 2015 году были построены первые четыре объекта: «Уральское подворье», воссоздающие быт крестьянской семьи, дом Данилы-мастера, шалаш Лешего и избушка Бабы-яги.
Избушка на курьих ножках стоит, как и положено, крыльцом к лесу. «Что сказать-то надо?» — подсказывает откуда ни возьмись появившаяся рядом Баба-яга. Гости вразнобой произносят: «Избушка, избушка, стань…» «Не стань, а повернись!» — с характерным деревенским оканьем поправляет Баба-яга, кивая на специальную установленную рядом табличку с текстом из соответствующей сказки. После правильно произнесенной команды избушка со свистом разворачивается к лесу задом, к гостям крыльцом. Баба-яга приглашает подняться по лестнице внутрь. А там все то же, что в нормальной сказке: печка, лопата, на которой можно в нее въехать, склянки с зельями. И Баба-яга крутится рядом, предлагая попробовать ее смеси, а заодно и загадать желание. Аттракцион, поднимающий настроение даже взрослому — можно только представить, в какой восторг приходят дети.
Собственно, весь парк — одно большое сказочное пространство. Недалеко от избушки Бабы-яги обустроили логово Лешего — тот тоже с удовольствием пообщается, выбрав игру в зависимости от возраста гостей. На островке в болотной заводи живут Водяной и Кикимора. Можно зайти на мастер-класс к Даниле-мастеру, посетить пещеру Хозяйки Медной горы и еще множество локаций, в каждой из которых посетителей встретят и развлекут сказочные персонажи. На дорожках парка то там, то тут попадаются таблички с предупреждением о выходе на маршрут движения «самоходной печи».
А вот «Подворье бабушки Нины» (теперь так называется бывшее «Уральское подворье») — это уже не сказочный, а этнографический элемент парка. В деревенской избе с действующей русской печью воссоздан традиционный быт уральских крестьян. «А вот это мои мама и папа», — кивает Наталья на старую черно-белую фотографию на стене. Бабушка Нина, в чью честь названо подворье — это мама самой Натальи, бабушка Алисы. И все фотографии на стене — из семейного альбома. На каких-то есть даже маленькая Наталья. «Вот в таком доме и я жила когда-то», — замечает она. В подворье, как и положено, имеется скотный двор, птичник и даже конюшня.
В сказочной деревне есть собственная часовня с колоколами, гостиница и стилизованные под норы и хатки диких животных домики для проживания. Одновременно в парке могут разместиться 130 человек. Главным зданием парка стала резиденция Урал Мороза. «Урал Мороза придумала я, — объясняет Наталья. — Подсказала эту идею нашей екатеринбургской писательнице Ольге Белоусовой. А она уже в 2020 году написала сказку «Об Урал Морозе, волшебном стеклышке и желаниях-самоцветах». Сейчас эта сказка переведена уже на множество языков».
Новый персонаж совместными усилиями стал настолько популярен, что сегодня ему пишут письма дети со всей страны — Наталья демонстрирует шкафчик с разложенными по регионам отправления конвертами. По ее словам, Урал Мороз с помощниками читают и отвечают на письма абсолютно всем. Самого Урал Мороза, в миру Антона, мы встретили на улице без сказочного наряда с горячим кофе в руке — пока не сезон, он занят организационными делами. «Нет, я вообще ни с какой стороны не артист, — говорит он. — Был чиновником, возглавлял в Екатеринбурге подразделение одной из муниципальных транспортных служб. Однажды приехал в этот парк туристом и понял, что хочу изменить свою жизнь».
Национальный маршрут
Парк работает круглый год. Собственно, все опции сразу предусмотрены как всесезонные — даже покрытие тюбинговой горки позволяет спуск без снега. Пиковые посещения приходятся, понятно, на декабрь-январь и лето. В 2024 году, по словам Алисы, парк посетило 60 000 гостей. В 2025 году ожидают больше 75 000 человек, из них 20 500 уже побывали в парке в январе. В будний день в апреле людей в парке было мало, однако все семь авторских домиков для проживания оказались заняты.
«Очень приятно, что нас начали воспринимать не только как детский парк, но и просто как приятное место на природе. Например, для романтического путешествия, — рассказывает Наталья. — Однажды иду рано утром, а в беседке на реке пара целуется. Люди просто приехали провести выходные».
В сезон в парке работает до 150 человек, постоянного персонала в нем 70 человек, плюс 15 — сотрудники компании-партнера, управляющей рестораном. «Ресторан мы сами построили и изначально сами же им и занимались. Но это самодостаточное дело, потому отдали его в аренду», — объясняет Наталья. Общие инвестиции в парк, включая около 100 млн рублей полученных грантов, Наталья оценивает примерно в 600 млн рублей. Выручка прошлого года — около 100 млн рублей. Зарабатывает парк на входных билетах и отдельных опциях. Стандартный билет «вездеход» выходного дня сегодня стоит 1800 рублей.
По словам главы Арамильского городского округа Марины Мишариной, большинство жителей Екатеринбурга и других районов уже хоть раз, да посетили парк. «А арамильские дети не только познакомились со сказочными персонажами вживую, но и сами участвуют в создании сказки — старшеклассники там подрабатывают. Понятно, это рабочие места и для взрослых — большинство персонала там из местных, — рассказывает она. — Гостиница парка на сегодняшний день самая большая в нашем округе. И благодаря ей мы уже можем приглашать туристов, сделать полноценную туристическую программу для приезжающих в Арамильский округ. Мы с 2026 года будем одним из трех муниципалитетов области, которые начнут взимать туристический сбор».
Кроме того, площадка «Парка сказов» используется при проведении Дня города и других городских мероприятий Арамиля. По словам Игоря Родионова, подобных парков с ярко выраженной этнокультурной тематикой, работающих круглый год, в стране не так много. А потому объект пользуется популярностью далеко за пределами региона.
«Руководство оперативно адаптировало программы под запросы нашей аудитории, что позволило создать совместные проекты, — рассказывает генеральный директор агентства школьных путешествий «Горизонт событий» Константин Межуев. — За три года сотрудничества 80% клиентов из Свердловской, Челябинской областей и Башкортостана выбирают туры в «Парк сказов» среди других зимних направлений».
Директор центра развития туризма Свердловской области Татьяна Белик говорит, что «Парк сказов» сейчас является одним из драйверов туристической экономики в регионе. «Как правило, этнокультурные мероприятия такой тематики работают от гранта к гранту, — рассказывает Белик. — А здесь удалось создать постоянный развивающийся успешный проект. Регион, конечно, поддерживает: департамент по развитию туризма Свердловской области выдавал грант 24,8 млн рублей на строительство модульных объектов размещения. Сейчас мы разрабатываем региональный, а в перспективе и национальный туристический маршрут «Бажовское путешествие» — «Парк сказов» станет одним из его важных элементов».
Сегодня парк расширяется. К освоенным 5,5 га добавятся еще 17 га, на которых появятся термальные бассейны, лесная тропа для дальних прогулок и прочие опции. Насколько парк нужен людям, полюбился им, неожиданно выяснилось в пандемию. «Мы закрыты. Поступлений никаких, а нужно же кормить животных, отапливать помещения, поддерживать инфраструктуру. И платить зарплату постоянным работникам, — вспоминает Алиса. — И когда мы написали об этом в соцсетях, то к нам пришли на помощь. Приезжали волонтеры, привозили корм, нам переводили деньги из разных регионов. То есть люди оказались искренне нам благодарны».
*Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.