Совет Федерации одобрил закон о локализации автомобилей такси в России
Совет Федерации одобрил законопроект о локализации такси. С 1 марта 2026 года автомобили смогут попасть в специальный реестр такси только при соответствии балльной системе, которая позволяет оценить, насколько машина была произведена в России. Дополнительное требование к транспортным средствам — производство в рамках спецконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022-го по 1 марта 2025 года
Совет Федерации одобрил законопроект о локализации такси в России, сообщается на сайте верхней палаты парламента. Документ вносит изменения в федеральной закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, который вступил в силу в сентябре 2023 года.
Авторы инициативы — глава комитета по экономической политике СовФеда Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Согласно документу, с 1 марта 2026 года автомобили смогут попасть в реестр такси только при соответствии балльной системе локализации, которая используется при госзакупках. Она позволяет оценить, насколько машина была произведена в России. Второе требование к транспортным средствам — производство в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного в период с 1 марта 2022-го по 1 марта 2025 года.
Требования не будут распространяться на автомобили, включенные в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года. Кроме того, отсрочка до марта 2028-го предусмотрена для Калининградской области и субъектов Сибирского федерального округа, а также для Дальнего Востока — до марта 2030 года.
Андрей Кутепов отметил, что закон о локализации такси позволит снизить зависимость отрасли от иностранных производителей и «даст импульс» отечественному производству машин. Дополнительный спрос на российские транспортные средства составит 40–50 тысяч автомобилей в год, считает сенатор.
Проект закона о локализации такси в России был внесен в Госдуму в ноябре прошлого года. Изначально документ подразумевал соответствие машин уровню локализации не менее 3200 баллов, что соответствует планке допуска автомобилей к госзакупкам. Представители бизнеса тогда заявили, что таким требованиям соответствуют лишь модели «АвтоВАЗа» и ограниченный перечень отечественных марок.
Ко второму чтению в законопроект внесли изменения. Для допуска автомобилей к работе в такси определили следующие критерии: совокупное количество баллов локализации должно равняться совокупному количеству баллов, установленному правительством для госзакупок; автомобиль должен быть произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. При этом с 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр станет количество баллов локализации или решение правительства, если речь идет об инвестконтракте, заключенном после 1 марта 2025-го.
Баллы за локализацию начисляются за производство машин на отечественных предприятиях и использование российского сырья. Так, сварка кузова на территории страны дает автомобилю 400 баллов, окраска — 500 баллов. С 1 января 2023 года минимальный порог для участия транспортных средств в тендерах составляет 3200 баллов, с 1 января 2027-го планку повысят до 3500 баллов, с 1 января 2028-го — до 3700 баллов.
Против инициативы о локализации такси выступали представители бизнеса и профильные объединения. По данным Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, потери федерального бюджета в случае принятия законопроекта могут составить 350 млрд рублей за три года, также отрасль может потерять более 500 000 водителей.