Банк «Траст» и Борис Минц заключили мировое соглашение в споре на $850 млн
Высокий суд Лондона утвердил мировое соглашение между банком «Траст» и семьей основателя O1 Group, экс-совладельца банка «Открытие» и бывшего участника списка Forbes Бориса Минца в споре на $850 млн. Детали договоренностей не раскрываются, в решении указано, что стороны «согласились урегулировать вопросы в соответствии с конфиденциальными приложениями»
Банк «Траст» и семья основателя O1 Group Бориса Минца заключили мировое соглашение по делу на $850 млн, сообщает РБК со ссылкой на данные в карточке процесса. Соглашение 30 апреля утвердил Высокий суд Лондона, детали договоренностей не раскрываются.
В решении сказано, что стороны «согласились урегулировать вопросы в соответствии с конфиденциальными приложениями». Также известно, что истец и ответчик будут сами нести судебные издержки. В банке «Траст» РБК подтвердили информацию о мировом соглашении с Борисом Минцем и членами его семьи.
Старший партнер адвокатского бюро Nordic Star Андрей Гусев назвал мировое соглашение «Траста» и семьи Минца типичным примером разрешения коммерческих споров в зарубежных юрисдикциях с участием российских организаций и бизнесменов. Он напомнил, что банк проводит последовательную политику взыскания активов через суды Великобритании и других стран и часто достигает компромиссных решений, успешно преодолевая попытки ответчиков затянуть процесс.
Специальный советник Pen & Paper Роман Кузьмин добавил, что к мировому соглашению чаще всего прибегают, когда дело уже разрешено по существу, однако стороны сталкиваются с трудностями: например, когда истцу нужно нести расходы на розыск активов, а ответчику — находиться в бегах. В какой-то момент стороны устают судиться и приходят к компромиссу.
Высокий суд Лондона рассматривал иск к O1 Group Бориса Минца на $850 млн с 2019 года, истцами выступили санированные ЦБ банки «Траст» и «Открытие». Ответчиками, помимо Минца и его сыновей Дмитрия, Александра и Игоря, в ходе процесса стали экс-совладелец «Открытия» Вадим Беляев, бывший глава банка Евгений Данкевич и экс-владелец «Бинбанка» Микаил Шишканов.
Истцы заявили, что O1 Group перед санацией «Открытия» и «Рост Банка» (входил в периметр «Бинбанка») заключила с ними мошеннические сделки: в августе 2017 года обе финансовые организации приобрели у «О1 Груп Финанс» ценные бумаги на $500 млн и $350 млн соответственно. У O1 Group были долги на подобные суммы в обоих банках. Структура Минца по договору с «Открытием» заложила подконтрольные ей акции инвестиционной компании O1 Properties, которая владеет недвижимостью класса А в Москве, а по договору с «Рост Банком» — бумаги НПФ «Будущее» и бизнес-центра на Машкова, 13 в столице.
«Траст» указал, что после продажи облигаций O1 Group смогла использовать полученные средства для погашения задолженностей перед банками и высвободить залоги. В результате «Открытие» и «Рост Банк» лишились возможности вернуть деньги, а взамен получили неликвидные ценные бумаги. «Траст» также заявлял, что у бумаг нет существенного обеспечения, также они были выпущены на нерыночных условиях — например, срок их погашения наступал в 2032 году, основной купон выплачивался в конце срока.
Борис Минц и его семья называли обвинения со стороны «Траста» необоснованными. В декабре 2019 года экс-банкир выдвинул встречные требования к «Трасту» и «Открытию» в Лондоне, указав, что потерял почти $1 млрд из-за действий ЦБ и руководства «Открытия». Он также утверждал, что экс-совладелец санированного банка Вадим Беляев сам просил O1 Group о помощи с ликвидностью. Сыновья Минца Дмитрий и Александр заявили, что покупка банками бондов была для них целесообразной — облигации предусматривали более высокую доходность и заменили недостаточно обеспеченные кредиты, которые могли потребовать дополнительного резервирования.
В июне 2021 года Лондонский международный третейский суд признал, что так называемая замещающая сделка в банке «Открытие» была мошеннической, а Борис, Дмитрий и Александр Минцы были ее «архитекторами». Представитель Минца в разговоре с Bloomberg заявил, что семья бизнесмена будет подавать апелляцию. В ходе разбирательства были заморожены активы семьи Минц в размере $572 млн, однако позже меру изменили на обязательство о неотчуждении.
Адвокаты бизнесмена в декабре 2022 года заявили, что суд в Лондоне не может взыскать с него $850 млн в английской юрисдикции, поскольку возмещение ущерба может быть расценено как нарушение санкций против России — средства могли быть направлены российскому правительству. Однако Британский Коммерческий суд (подразделение Высокого суда Лондона) отказал семье Минца в прекращении дела по иску «Траста».
Борис Минц в 2017 году (дата его последнего попадания в рейтинг) входил в список богатейших бизнесменов России по версии Forbes — его состояние оценивалось в $1,3 млрд. Согласно данным Высокого суда Лондона на февраль 2020 года, активы семейного траста Минца MF Trust составляли $300-400 млн.
Бизнесмен с сыновьями уехали из России в 2018 году и теперь живет в Лондоне. После отъезда Минц лишился своих основных активов — ФГ «Будущее» (объединяла пенсионные фонды «Будущее», «Социальное развитие» и «Телеком-Союз») и O1 Properties.
В отношении Минца и его сыновей в России возбуждено уголовное дело о растрате (статья 160 УК) средств банка «Открытие». Они заочно арестованы.