«Известия» рассказали о переходе агрегаторов такси в службы аренды машины с водителем
Агрегаторы такси в условиях ужесточения правил для таксистов сделали выбор в пользу «сервиса аренды машин с водителем», выяснили «Известия». Эта модель бизнеса позволяет частникам на личных автомобилях выделиться в новый сегмент перевозок, не требующий путевых листов, страховок, медицинских и технических осмотров, как в таксопарках, пишет газета
Сервисы такси начали переходить в другие виды легковых перевозок, отказываясь от упоминания такси в своих названиях, пишут «Известия» со ссылкой на участников рынка и экспертов. Одним из первых о переходе на схему аренды машин с водителями, которая не подпадает под действие закона о такси, объявил агрегатор «Максим» (до 70% перевозок легковыми автомобилями в регионах).
Эксперты, опрошенные изданием, подтвердили, что сервисы такси осваивают модель бизнеса по схеме «аренды машин с водителем» после ужесточения регулирования такси, в том числе принятия закона о локализации машин. «Известия» направили запросы другим агрегаторам легковых перевозок. В «Яндекс Такси» воздержались от комментариев.
В Минтрансе изданию рассказали, что при перевозках по заказу на легковых авто посредством заключения договора фрахтования в письменной форме получение дополнительных разрешений не требуется, но при наличии доказательств о перевозке в качестве легкового такси под видом заказных перевозок нарушителя оштрафуют по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (2000–2500 рублей). По словам директора сервиса «Максим» Максима Шушарина, действующий закон о такси не учитывает интересы частных водителей, зарабатывающих извозом время от времени, он писался под таксопарки в крупных городах. Требования закона о такси невыполнимы для водителя на личном автомобиле, считает собеседник газеты.
В регионах отсутствует инфраструктура медицинских и технических осмотров для водителей, а стоимость страховки для такси порой превышает годовую выручку такого водителя. По данным сервиса «Максим», если частника с таксистским разрешением поймают без медосмотра, то штраф составит от 30 000 до 50 000 рублей, а за работу без такого разрешения — от 500 до 2000 рублей. В «Максиме» рассказали, что от разрешений отказались 30–40% частных водителей в регионах.
По словам Шушарина, они убрали «шашечки» с автомобилей и работают «всерую» через Telegram-чаты. Глава сервиса отметил, что схема «аренды машины с водителем», или «райдхейлинг», как называют ее за рубежом, позволяет «оставить водителей-подработчиков в правовом поле». Схема рассчитана на кратковременное использование личного транспорта для подработок на дорогах без использования дорогостоящей инфраструктуры таксопарков.
Руководитель Объединения самозанятых России Иван Литвинов рассказал, что в регионах легковые пассажирские перевозки почти на 95% осуществляются самозанятыми на личных автомобилях. Частным водителям, которых в стране около 2,5 млн, нужно отдельное регулирование, считает эксперт. По словам Литвинова, сейчас обсуждается инициатива урегулировать этот сегмент в рамках законопроекта о платформенной экономике.