Исследователи составили портрет среднестатистического основателя стартапа в России
Среднестатистический основатель стартапа в России — мужчина в возрасте от 31 до 50 лет, говорится в исследовании российской стартап-индустрии, проведенном baza.vc при поддержке MTS StartUp Hub и «Аверта Групп». Почти половина (45%) стартапов в России за последние 12 месяцев не принесла дохода, еще 22% получили выручку менее 1 млн рублей
Среднестатистический основатель стартапа в России — мужчина в возрасте от 31 до 50 лет, говорится в исследовании российской стартап-индустрии, проведенном baza.vc при поддержке MTS StartUp Hub и «Аверта Групп».
Женщин среди основателей стартапов оказалось в пять раз меньше, чем мужчин (83% против 17%), свидетельствуют результаты опроса. У большинства предпринимателей есть высшее образование — степень бакалавра или специалиста (48%), диплом магистра или учёная степень (32%).
«За последние пять лет профиль основателей технологических стартапов трансформировался. Сегодня они чаще обладают не просто высокой квалификацией, а сочетанием технического бэкграунда и предпринимательского опыта», — отмечает старший аналитик MTS StartUp Hub Мария Клишина.
Более половины (52%) основателей стартапов — из Москвы, 14% — из Петербурга, каждый четвертый (25%) — из других регионов России, каждый десятый (9%) живет за рубежом.
Главная мотивация для создания стартапа — желание реализовать свой потенциал (44%) и изменить мир (34%), заявили опрошенные. Возможность заработать основной причиной назвали лишь 15% респондентов.
Двум третям (68%) российских стартапов меньше двух лет. От трех до пяти лет — 19% компаний, от пяти до десяти — 9%, старше десяти лет — лишь 4%.
В среднестатистическом стартапе (54%) работает от четырех до 15 человек, еще в трети (36%) — до трех сотрудников. Стартапов с большой командой меньшинство: от 16 до 50 человек в 7% компаний, больше 50 сотрудников — в 3%. «Такая структура позволяет быстро принимать решения и тестировать новые гипотезы. Найм большего штата — скорее, необходимое зло, необходимое для масштабирования проекта», — объясняют авторы исследования.
Большинство стартапов сегодня работают в сегменте B2B — с малым и средним (38%) или с крупным (22%) бизнесом. Треть (33%) — с физическими лицами (B2C), 7% — c государством (B2G). Три четверти (77%) российских стартапов сфокусированы на локальном рынке, 9% работают прежде всего на страны СНГ, 5% — на остальной мир.
Почти половина (45%) стартапов за последние 12 месяцев не принесла дохода. Выручку менее 1 млн рублей получили 22%, от 1 до 15 млн рублей — 18%. Основным источником пополнения бюджета в 50% случаев стали деньги основателей, в 20% — внешнее финансирование, в 30% — выручка. «Среднестатистический стартап полагается на личные средства основателей. На посевных стадиях развития это особенно явно», — отмечают авторы исследования. Они указывают на потребность во внешнем финансировании со стороны стартапов на разных стадиях. Однако «для большинства стартапов этап привлечения инвесторов оказывается наиболее сложным и длительным», а 62% российских стартапов не привлекали внешнего финансирования, говорится в исследовании.