Дилеры собрались запретить производителям и дистрибьюторам продажу автомашин онлайн
Российские автодилеры опасаются, что производители машин могут захватить их маржу, перейдя на прямые продажи автомобилей онлайн. Они хотят запретить автоконцернам продавать машины онлайн без посредников, выяснили «Ведомости». Таким образом автосалоны стремятся оградить себя от конкуренции в будущем, полагают эксперты
Ассоциация «Российские автодилеры» предложила ФАС установить запрет на прямые онлайн-продажи автомобилей производителями и дистрибуторами, пишут «Ведомости». Дилеры хотят внести такое ограничение в национальный план по развитию конкуренции на 2026–2030 годы, следует из письма президента ассоциации Алексея Подщеколдина главе ФАС Максиму Шаскольскому (есть у газеты). «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.
В проекте распоряжения правительства об утверждении национального плана по развитию конкуренции предусматривается развитие прямых онлайн-продаж автомобилей от производителей и дистрибьюторов населению (не менее 5% от общей реализации к концу 2026 году). Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) выступает за введение запрета таких продаж, говорится в письме. РоАД объясняет предложенное ограничение необходимостью защиты потребителей и поддержания конкуренции в авторетейле.
Ассоциация отмечает, что у производителей и дистрибьюторов, как правило, нет необходимых мощностей для ремонта и сервисного обслуживания автотехники, а у дилеров есть. Автодилеры опасаются, что развитие прямых продаж может привести к ущемлению прав и интересов владельцев автосалонов и навязыванию им заведомо невыгодных условий сотрудничества. В качестве примеров таких условий в ассоциации назвали поставки неликвидных автомобилей, фиксацию цен, раздел рынка по территориальному признаку, принудительного введение агентских схем взаимодействия с производителями и дистрибьюторами и т. д.
РоАД предложила альтернативу полному запрету прямых продаж — исключить из проекта национального плана упоминание о производителях и дистрибьюторах. То есть распространить норму о доле в 5% онлайн-продаж на всех участников рынка, следует из письма. Исполнительный директор РоАД Игорь Чикин сказал, что ассоциация предлагает запретить производителям и дистрибьюторам любые прямые продажи населению, в том числе онлайн.
Под прямыми продажами в РоАД понимают реализацию автомобиля с переходом собственности на него непосредственно от производителя или дистрибьютора к конечному покупателю, пояснил Чикин. Дилеры пытаются подстраховаться на будущее, сказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В ближайшее время от них никто отказываться не будет, полагает эксперт.
В ближайшие годы доля прямых онлайн-продаж автомобилей, скорее всего, будет расти, полагает аналитик «Эйлера» Владимир Беспалов. По его словам, покупка машины – это все еще событие для клиента и зачастую людям важно посмотреть и пощупать автомобиль перед покупкой, что невозможно сделать онлайн.