Госкомпания «Тефида» собралась через суд вернуть в Россию шесть рыбопромысловых судов
Краболовная компания «Тефида», перешедшая под контроль государства, через суд пытается вернуть шесть рыбопромысловых судов. Они покинули российские воды и ушли в американские. Компания в России осталась без средств промысла. Ей уже удалось добиться запрета выпускать суда из России в случае их возвращения, выяснили «Ведомости», но эксперты сомневаются в возможности их реального возврата
Компания «Тефида», специализирующаяся на вылове крабов, через Арбитражный суд Приморья хочет вернуть в собственность шесть своих судов — «Прометей», «Посейдон», «Персей», «Пегас», «Парис» и «Нептун». Они уплыли из России в марте 2024 года, тем самым лишив компанию средств промысла, пишут «Ведомости» по материалам суда. Юристы, опрошенные газетой, считают маловероятным реальное возвращение промысловых судов. Газета направила запрос в АО «Тефида».
По данным СПАРК, в 2021 году выручка «Тефиды» составила 1,85 млрд рублей, а чистая прибыль – 964 млн рублей; в 2022 году — 1,43 млрд рублей и 449 млн рублей соответственно; выручка за 2023 год — 1,1 млрд рублей с убытком в 1,43 млрд рублей; в 2024 году компания не получила прибыли и ушла в минус на 650 млн рублей. 30 мая 2025 года суд поддержал компанию и наложил обеспечительные меры по делу, запретив пограничной службе ФСБ выпускать из территориальных вод России суда в случае их возвращения.
«Тефида» — 100% ее акций, активы и промысловый флот — перешла под контроль государства после того, как была обращена в его доход по иску Генпрокуратуры в марте 2024 года. Из искового заявления следует, что тогда же шесть промысловых судов ушли из России с нарушением судебного запрета, наложенного в апреле в рамках иска Генпрокуратуры. Регистрационные изменения о переходе права собственности к Российской Федерации были оформлены в налоговых органах в начале марта 2025 года, отмечает газета.
Управление «Тефидой» после решения суда по иску прокуратуры перешло к АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания», полномочия акционера – к Росимуществу. Госкомпания, следует из иска, требует признать ничтожными сделки «Тефиды» с бывшим американским партнером Marine Fishing International и офшорной структурой Deepsea Fisheries S.A. У компании с ними были оформлены договоры цессии, по которым права на суда перешли к иностранным владельцам.
Руководители «Тефиды» полагают, что целью этих фиктивных, по их оценке, сделок был вывод судов из-под российского контроля и срыв реализации решения о передаче в госсобственность. В определении суда от 30 мая говорится, что обеспечительные меры в таких случаях прямо предусмотрены законом и применяются в ситуациях, когда актив может быть быстро выведен за пределы российской юрисдикции и потерян для исполнения решения суда. Третьими лицами по иску заявлены Генпрокуратура, Росимущество, МИФНС № 12 по Приморскому краю, отдел адресно-справочной работы УМВД России по Приморскому краю и бывший гендиректор «Тефиды» Евгений Ткаченко.
Первое заседание по иску о признании сделок недействительными назначено на 23 июня. В марте 2022 года ФАС пришла к выводу, что компания фактически находится под контролем иностранного инвестора: ее основной бенефициар Алексей Козлов на протяжении нескольких лет занимал руководящие посты в американских компаниях Marine Fishing International Inc. и Marine Fishing International LLC. Для компаний, владеющих промысловыми квотами запрещен контроль иностранного капитала. В 2023 году Росрыболовство расторгло договоры с «Тефидой» и лишило ее прав на квоты на вылов.