Гражданские дроны в России столкнулись с проблемой «замершего госзаказа»
Закупаемые по госзаказу дроны простаивают из-за нехватки средств на эксплуатацию, пишет «Коммерсантъ». Гражданский госзаказ на БПЛА второй год подряд не получает ожидаемого финансирования на услуги, в Минпромторге обещают заложить бюджет на эти цели в 2026 году. При этом в министерстве отмечают, что развитие отрасли также сдерживают ограничения на полеты беспилотников в регионах
Закупаемые в России по государственному заказу дроны простаивают, так как у заказчиков нет денег на организацию полетов, обучение специалистов управлению БПЛА и сертификацию эксплуатантов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка и экспертов. Газета уточнила, что гражданский госзаказ второй год подряд не получает бюджета на предоставление таких услуг, Минпромторг заявил, что планирует заложить необходимые средства в 2026 году. При этом в ведомстве подчеркнули, что развитие отрасли также сдерживают ограничения на полеты, действующие в регионах.
«Коммерсантъ» отметил, что в плане поставок гражданских дронов на 2025 год предусмотрен бюджет только на закупку техники на сумму 1 млрд рублей. Их поставляют восьми министерствам и подведомственным им организациям, в том числе Минприроды, Минсельхозу, Роснедрам и Росреестру, а также органам власти и университетам нескольких десятков регионов. Большая часть заказа приходится на производителя «Геоскан».
Газета напомнила, что на форуме HeliRussia в мае гендиректор ООО «Беспилотные авиационные системы» (ООО БАС — оператор Государственной транспортной лизинговой компании, базового поставщика по гражданскому госзаказу) Алексей Варятченко говорил, что объем рынка оказываемых беспилотными авиасистемами услуг в прошлом году составлял 6 млрд рублей, однако на гражданский госзаказ (ГГЗ) пришлось лишь 2 млрд рублей по заключенным контрактам, из них 1,5 млрд — это коммерческие контракты. «Гражданский заказ у нас был реализован только в части поставки дронов, никакие услуги по ГГЗ масштабно заказаны не были, а из-за сложной экономической обстановки отменился ряд коммерческих контрактов»,— отметил он. Варятченко подчеркнул, что компания считает негативно влияющим на отрасль фактором высокую стоимость и низкое качество дронов российского производства по сравнению с их зарубежными аналогами.
В ООО БАС отметили, что работают над сотнями сценариев применения гражданских дронов. В числе отраслей, где предлагается задействовать беспилотники, значатся сельское и лесное хозяйство, строительство, мониторинг в нефтегазовой отрасли и другие. В Минпромторге пояснили, что пока услуги на эксплуатацию дронов не включены в бюджет статьи расходов, так как в рамках ГГЗ необходим определенный налет летных часов, а в 2024 году беспилотные авиасистемы были поставлены в последнем квартале.
Первый заглавы компании «Аэромакс» Антон Никифоров рассказал, что закупленные в 2024-м дроны просто стоят на складе, на этом фоне предприятия заказывают подобные услуги у авиакомпаний с пилотируемыми воздушными судами (ВС). При этом ВС могут обходиться дешевле, чем применение гражданских дронов — последние относятся к категории тяжелых аэрологистических БПЛА, которым нужно большое количество обслуживающего персонала и инфраструктура для взлета и посадки, пояснил основатель «Флай Дрон» Никита Данилов. Помимо этого, собственники инфраструктуры, использующейся для пилотируемой авиации, не дают использовать ее для беспилотников. Коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев подчеркнул, что стоимость использования дронов может быть выше при неверном выборе техники для задачи, нехватки компетенции у заказчиков и недостаточном обучении.
Глава ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев считает, что для решения проблемы предприятиям нужно включить в штат несколько специалистов Росавиации, создать необходимую документацию с правилами полетов и согласовать их с ведомством. До этого момента ГГЗ останется «имитацией спроса», а закупленная техника будет простаивать или уничтожаться, уверен эксперт.
«Коммерсантъ» прошлым летом писал о сложностях с получением средств по госзаказу, с которыми сталкивались производители гражданских дронов. Тогда под угрозой оказалась поставка половины из 2500 БПЛА общей стоимостью 4,9 млрд рублей, единственным поставщиком которых была ГТЛК. По состоянию на середину августа, заказчику было переведено менее 1% от общей суммы «по нескольким контрактам из нескольких сотен».