К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

РСПП узнал о резком росте числа компаний, планирующих сокращение расходов


Согласно данным майского опроса РСПП, уже 74% российских компаний намерены оптимизировать свои затраты, в начале года их было 58%. В списке причин — недоступность займов и резкое падение спроса, из-за которых бизнесу приходится кардинально менять подходы к управлению бюджетами и найму персонала

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выяснил, что уже 74% компаний планируют сокращение затрат, об этом свидетельствует майский опрос организации, пишет РБК. При этом в начале года оптимизацию расходов планировало 58% компаний. 

Forbes ранее писал, что в России снизилась доля компаний, которые называют основными проблемами те, что связаны с внешними ограничениями. Так, значительно упала актуальность роста цен на продукцию, выпускаемую на внутреннем рынке, — на нее жалуются лишь 14% участников опроса РСПП вместо 22% в прошлом отчетном периоде. Подорожание зарубежных товаров считают негативным фактором всего 3,5% (ранее так отвечали в 11,5% случаев). Еще 12,8% предприятий отметили западные санкции (в четвертом квартале 2024-го — 14% опрошенных) и проблемы в сфере логистики. 

В отчете РСПП о состоянии экономики страны за первый квартал этого года говорится, что на протяжении всего 2024-го ситуация со спросом на товары и услуги оставалась стабильной, однако в начале 2025-го она изменилась к худшему. Основные проблемы, с которыми сталкивается российский бизнес, это падение спроса — 38,4% предприятий зафиксировали уменьшение выручки, а также нехватка оборотных средств — 30%. Кроме того, организации указали на валютную нестабильность и недоступность кредитов. В связи с этим 93% компаний оптимизируют административные расходы, а 18% сокращают затраты на работников.

 

РСПП также составил список статей расходов, которые бизнес намерен оптимизировать. В нем, помимо административных и общехозяйственных (93%), фигурируют затраты на потребляемые услуги (консалтинг и др.) — на них хотят сэкономить 55% организаций, расходы на сырье и комплектующие — 30% компаний, а также на благотворительные и соцпрограммы — 21% предприятий. 

Эксперты, опрошенные СМИ, отметили трудности с сокращением расходов на персонал. Главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин отметил, что компании будут избегать сокращения уже нанятых специалистов, так как найти им замену в условиях нынешнего дефицита рабочей силы будет «крайне непросто». Поэтому масштабных сокращений можно ожидать лишь в самых проблемных секторах, например, в угольной промышленности. В то же время бизнес, скорее всего, сосредоточится на пересмотре финансовых условий уже нанятых сотрудников и может отказаться от индексации зарплат, выплат премий или увеличить нагрузку на персонал. 

 

Экономисты отметили, что нынешняя тенденция по оптимизации расходов компаний объясняется двумя факторами — дорогими кредитами из-за высокой ключевой ставки и одновременном падении спроса на фоне сокращения потребительского кредитования. Однако в ЦБ считают замедление управляемым: по данным регулятора, в 2025 году корпоративный кредитный портфель может вырасти на 8–13%, тогда как розничное кредитование прибавит лишь около 1–6%. 

6 июня Центробанк снизил ключевую ставку впервые с 2022 года — на 1 п.п., до 20%. При этом регулятор не исключил, что может вновь повысить ее, если инфляция прекратит снижаться и вновь начнет расти. 

  

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+