К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Госдуме заявили о важности «российской полки» для непродовольственной сферы


Законопроект о «российской полке» актуален прежде всего для непродовольственной сферы, где «государственная поддержка может сыграть ключевую роль в развитии отечественного производства», рассказали Forbes в Госдуме. Против инициативы выступили члены межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), а также АКОРТ, мясная ассоциация, союзы хлебопечения и производителей молока

Законопроект о «российской
полке» актуален прежде всего для непродовольственной сферы, где
«государственная поддержка может сыграть ключевую роль в развитии отечественного производства», рассказала Forbes зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. Она отметила, что большая часть продуктов в магазинах уже отечественная — «российские производители фактически занимают «все полки», говорит Оглоблина.

Однако, по ее словам, особого внимания требуют фермерские продукты, произведенные вручную на семейных фермах или небольших предприятиях. «Если законопроект «российской полки» дойдет до рассмотрения, там важно предусмотреть инструмент поддержки именно таких малых производителей сельхозпродукции — чтобы обеспечить им доступ к торговым сетям и помочь в продвижении их уникального продукта», — отметила Оглоблина.

Против инициативы ранее выступили члены межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), а также
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальная мясная
ассоциация, Национальный союз хлебопечения, Национальный союз
производителей молока (Союзмолоко) и другие объединения производителей и поставщиков продуктов — в письме от 27 мая, направленном на имя главы кабмина Михаила Мишустина, они просят отказаться от законопроекта, пишут «Ведомости», которые ознакомились с письмом. Его подлинность газете подтвердили трое представителей ассоциаций, подписавших обращение.

 

В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) Forbes заявили об обеспокоенности из-за законопроекта — там отметили, что документ содержит «нечеткие и спорные» критерии отнесения продукции к «национальной», в том числе исключает из этой категории локализованные в России производства с иностранным капиталом, которые платят налоги в России, используют отечественное сырье и создают рабочие места. «Это (законопроект) может привести к дискриминации таких производителей и искажению конкуренции, а также негативно отразиться на смежных отраслях, включая сельское хозяйство и переработку», — заявил гендиректор Союзмолока Артем Белов.

По его словам, если законопроект примут в нынешнем виде, это может привести к росту издержек по всей цепи, подорожанию продуктов для потребителей, усилению административной нагрузки на бизнес и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. «Кроме того, инициатива не учитывает сложность розничного рынка: с разными форматами магазинов, ассортиментами и методами управления полкой», — отметил Белов.

 

В текущем виде в законопроекте есть ряд положений, которые могут затруднить развитие товаров российского производства, выпускаемых в России локализованными предприятиями международных компаний, соглашаются в АКОРТ. «Обсуждаемая концепция нуждается в переосмыслении в отношении товаров из дружественных стран СНГ, которые остаются нашими надежными партнерами в условиях санкций, а также из стран, которые не входят в перечень недружественных», — добавляет председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.

Кроме того, он указал на «техническую невозможность» реализации такого подхода в более чем 125 000 магазинов в России. «Торговые сети конкурируют между собой в том числе через разнообразный ассортимент, а предлагаемый единый подход к формированию полки нарушает рыночные принципы развития потребительского рынка», — говорит Богданов.

В Национальном союзе хлебопечения отметили, что и первоначальная, и текущая редакции законопроекта не охватывают продовольственные товары. «Но бизнес не раз сталкивался с тем, что инициативы, изначально вроде бы задуманные для одних сфер производства... в дальнейшем просто механистически распространялись и на другие категории товаров», — заявил Forbes исполнительный директор союза Рустам Айдиев. Он напомнил, что свежий хлеб — «продукт отечественный и региональный», и этой отрасли законопроект не грозит проблемами, но союз подписал письмо, чтобы поддержать «коллег из других категорий продуктов питания».

 

В Масложировом союзе не подписали письмо, так как эта продукция практически полностью выпускается в России и «пострадать в данной ситуации могут разве что производители оливкового масла», пояснил Forbes источник в отрасли.

О законопроекте о «российской полке» стало известно еще в конце 2023 года. Он предусматривает, что продавцы должны выделять пространство на витринах и стеллажах под товары, произведенные в России или странах ЕАЭС. В начале июня глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил, что документ находится в кабмине, в скором времени его собираются внести в Госдуму.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+