Страховщиков обязали выплатить AerCap $1 млрд за «застрявшие» в России самолеты
Ирландская компания AerCap получит $1 млрд за самолеты, «застрявшие» в России, пишет Financial Times. Высокий суд Великобритании постановил, что страховщики обязаны выплатить организации компенсацию, размер которой стал одним из самых больших в истории британских судов
Крупнейший в мире владелец самолетов AerCap получит $1 млрд компенсации за более чем 147 своих самолетов, которые остались в России после начала «военной спецоперации»* на Украине, пишет Financial Times. Высокий суд Великобритании постановил, что страховые компании обязаны компенсировать потери лизинговой организации.
Выплатить компенсацию обязали в том числе страховщиков AIG, Lloyd’s of London и Chubb. Несмотря на то что размер компенсации, присужденной AerCap, стал одним из самых больших за всю историю британских судов, ее сумма все равно оказалась меньше, чем компания запрашивала изначально. FT пояснил, что лизинговая организация ссылалась на полис «всех рисков», однако суд определил, что ситуация относится к «рискам войны». Другие компании по лизингу самолетов, включая Merx Aviation и Dubai Aerospace Enterprise, также получат выплаты по страховке «военных рисков», однако финальные суммы пока не определены.
Газета отметила, что судья Бутчер, рассматривавший дело, сегодня постановил, что убыток AerCap «произошел 10 марта 2022 года, когда российский закон запретил экспорт самолетов и авиационного оборудования из России». Таким образом, причиной убытка стал «акт или распоряжение российского правительства», он должен быть покрыт в соответствии с полисом «военных рисков». Юрфирма Herbert Smith Freehills Kramer, представляющая интересы AerCap, заявила, что компания добилась выплаты в размере $1,035 млрд «в дополнение к существенным возмещениям, достигнутым в ходе предыдущих урегулирований».
В начале мая западные компании, предоставлявшие России самолеты в лизинг, отказались от исков к страховщикам в Ирландии, поскольку стороны урегулировали спор во внесудебном порядке. Общая сумма шести исков, поданных 39 лизинговыми компаниями, составляла €2,5 млрд. Речь в них шла о 88 самолетах и двух авиационных двигателях. Тогда же сообщалось, что Высокий суд Англии и Уэльса рассматривает как одно дело четыре многомиллиардных иска — ирландской AerCap, Dubai Aerospace Enterprise и других, среди ответчиков были AIG, Lloyd’s, Fidelis и др.
ЕС в феврале 2022 года запретил продажу России самолетов и запчастей к ним, а также оказание российским авиакомпаниям услуг по страхованию и техобслуживанию гражданских воздушных судов. Затем западные лизинговые компании начали задерживать иностранные самолеты российских компаний за рубежом. После этого «Аэрофлот», S7 и другие крупные перевозчики отказались от выполнения заграничных рейсов.
10 марта 2022 года правительство России ввело запрет на поставки за границу самолетов, беспилотников и спутников. Минтранс в тот же день внес в Госдуму законопроект, в котором предлагалось разрешить регистрацию прав на иностранные воздушные суда, находящиеся в лизинге у российских компаний, и выдавать им российские сертификаты летной годности. Ведомство объяснило инициативу «санкционным давлением западных стран».
5 июня 2025 года «Ростех» заявил, что иностранные авиастроители «вряд ли» смогут вернуться на российский рынок. В организации считают, что «единственно привлекательная пропорция для отечественного авиапрома — 100% российских судов в парках авиакомпаний».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.