Выручка 100 крупнейших EdTech-компаний России за последние пять лет выросла в 10 раз
За последние пять лет количество обучающихся онлайн выросло в 2,6 раза — с 3,1 млн до 8,1 млн человек, следует из отчетности Минобрнауки. По оценкам агентства Smart Ranking, выручка 100 крупнейших российских EdTech-компаний выросла за этот период в 10 раз — с 14 млрд до 144,5 млрд рублей в 2024 году. При этом польза дистанционного образования вызывает у многих экспертов скепсис, и рост рынка уже замедлился. В частности, снижается интерес к IT-профессиям, которые раньше были драйвером EdTech
За последние пять лет количество обучающихся онлайн выросло в 2,6 раза — с 3,1 млн до 8,1 млн человек, пишут «Ведомости» со ссылкой на изученную изданием отчетность Минобрнауки. Согласно данным агентства Smart Ranking, выручка 100 крупнейших российских EdTech-компаний выросла за последние пять лет в 10 раз.
В 2024 году рынок онлайн-образования вырос на 19%, до 145 млрд рублей. За пять лет крупнейшие компании заработали полтриллиона, свидетельствуют данные Smart Ranking; один обучающийся в среднем тратит ежегодно 18 000 рублей. При этом польза дистанционного образования вызывает у многих экспертов скепсис, и рост рынка уже замедлился. Опрос «Авито» показал, что только 11% россиян смогли благодаря онлайн-обучению сменить профессию.
В 2024 году высшее или дополнительное образование с использованием онлайн-технологий проходило в общей сложности 8,1 млн человек — это в 2,6 раза больше показателя 2019-го (3,1 млн человек). Отдельно в статистике Минобрнауки выделяются онлайн-курсы — их в 2023/24 учебном году прошли 994 000 студентов (23% от общего числа). За два года их число почти удвоилось — с 561 200 человек (13,9%).
Хотя бы раз онлайн-обучение или дистанционное повышение квалификации проходили 56% россиян, показал опрос, который провели «Авито работа» и «Авито услуги». Студентами курсов чаще становятся женщины (62% против 50% мужчин). Программы образования исключительно в онлайн-формате пока не распространены в основном высшем образовании (всего 72 500 студентов, или 1,6% от их общего числа). Только дистанционно работают лишь 1,6% преподавателей и других специалистов.
Лидерами российского рынка онлайн-образования по выручке в 2024 году стали корпорация «Синергия» (12,7 млрд рублей), Skillbox (12,2 млрд), Skyeng (12,1 млрд), «Яндекс практикум» (8,2 млрд) и GetCourse (6,7 млрд). По оценкам Smart Ranking, за последние пять лет выручка 100 крупнейших EdTech-компаний России показала десятикратный рост: с 14 млрд до 144,5 млрд рублей в 2024 году.
В 2021 году темпы роста EdTech-рынка составили 70%, а в 2022-м они упали до 18%, говорили ранее в Smart Ranking. В 2024 году годовой прирост по всем сегментам составил лишь 19%, тогда как в 2023 году он был 34%. В Smart Ranking рассказали, что замедление темпов роста рынка онлайн-курсов связано с системной перестройкой рынка, который становится менее динамичным. В частности, снижается интерес к IT-профессиям, которые раньше были драйвером EdTech. Сейчас драйверы рынка EdTech — это формальное онлайн-образование (высшее и специальное) и детский сегмент.
Сразу несколько платформ развивают сейчас коллаборацию с вузами, предлагая дистанционные программы бакалавриата и магистратуры. В частности, «Яндекс Практикум» в 2025 году проводит вместе с МИФИ набор на совместную магистратуру «Специалист по работе с данными и применению ИИ» — такой формат совмещает традиционное вузовское образование с акцентом на практические навыки от экспертов «Яндекса».
До конца 2027 года «Яндекс Практикум» планирует обучить профессиям в области искусственного интеллекта почти 10 000 специалистов, рассказали Forbes в пресс-службе сервиса. По оценке «Яндекса», это составит примерно четверть от всех подготовленных специалистов к этому времени. Кроме того, сервис добавит уроки по ИИ в ранее запущенные курсы, чтобы дать широкому пулу профессий навыки работы с нейросетями.
