Капельницы животворящие: как растет спрос на франшизы клиник инфузионной терапии

Модель и блогер Оксана Самойлова в мае неожиданно решила рассказать своей 17-миллионной аудитории в соцсетях о том, как звезды шоу-бизнеса восстанавливают здоровье «буквально за пару часов». На кадрах видео она говорит, что входит в «секретную дверь», а затем ее «рассекречивает»: «Что нас всех объединяет? Это капельницы и биохакинг. И это не просто капельницы, это целая клиника биохакинга <...>. Здесь есть даже капельницы от отеков… Есть капельницы, которые обожают звезды Голливуда и капельницы с молекулами молодости, я уже не говорю об обычной «Золушке» (инъекционный препарат с витамином С. — Forbes)».
Спрос на капельницы, обещающие детокс, омоложение, восполнение дефицита витаминов и много чего еще, в России буквально взлетел в последние два-три года. По данным статистики «Яндекс Вордстат», если в 2022 году поисковых запросов на слово «капельницы» было 8,5 млн, то в 2024-м — уже 15,8 млн. Правда, в мае 2025 года самыми популярными словосочетаниями в запросах были «капельница на дому» (123 788) и «капельница от запоя» (105 865). Гораздо меньше пользователей искали «Золушку» и «капельницы железа».
Инфузионная или IV-терапия (от intravenous therapy) — это введение через вену витаминов, минералов, антиоксидантов и других важных нутриентов. Назначать такое лечение должны врачи после анализов, цель — восстановить нормальные биохимические процессы в организме. Например, при дефиците железа его рекомендуют принимать не в таблетках, а через капельницу. Адепты внутривенной терапии считают, что этот метод быстрее и эффективнее. Мода на капельницы пришла в Россию из США, где рынок этих услуг в 2024 году достиг $1,6 млрд, по оценке Grand View Research. Причем большая доля доходов (41,5%) приходится на больницы и клиники, говорится в исследовании. Большинство пациентов таких заведений — женщины от 24 до 54 лет.
В России спрос на услуги инфузионной терапии сейчас действительно велик, подтверждает директор департамента розничного бизнеса сети лабораторий «Хеликс» Наталья Лазарева. «Ковид сильно изменил подход общества к заботе о здоровье и внешнем виде, все поняли, что гораздо лучше предотвращать проблемы заранее, чем лечить последствия, и сейчас мы наблюдаем тренд развития персонализированной и превентивной медицины», — уточняет она.
После пандемии в 2022 году начался бурный рост клиник, главной их услугой стали капельницы. Кроме двух сетевых проектов Clean Clinic и Biorise, открывались и более мелкие. «В этот бизнес пришли маркетологи, им удалось переформатировать капельницу из медицинской услуги в услугу лайфстайла, идти на процедуру стало не страшно», — делится наблюдениями с Forbes медицинский маркетолог Наталья Борова.
От стресса и похмелья
Предприниматель Тимур Исламов из Набережных Челнов несколько лет занимался логистическим бизнесом, общественными проектами, связанными со СПИДом, у него была своя наркологическая клиника, рассказал он Forbes. В мае 2020-го Исламов открыл медицинский центр Clean Clinic в Набережных Челнах, который специализируется на капельницах.
«Тогда еще капельницы не были так популярны. Их, конечно же, ставили в крупных клиниках и в косметологии», — говорит Исламов. Но если посмотреть по запросам в «Яндексе» (статистику «Вордстат»), то в 2019 году их вообще не искали пользователи в России, а с весны 2020-го начался стабильный рост спроса.
Основатель Clean Clinic говорит, что сам разработал концепцию — капельниц в клинике должно быть много. На старте проекта таких препаратов было 18, а сейчас уже 28. Есть среди них «Тяжелое доброе утро», «Сила и ум», «Поддержка печени», «Энергия+». Разрабатывать программы лечения помогали медики, специалисты по превентивной и анти-эйдж-медицине (антивозрастной терапии).
«Важно, чтобы капельницы назывались на понятном для пациента языке, например «Антистресс», — говорит Исламов. По его словам, ничего нового в научном плане в Clean Clinic не изобрели. Препараты везде используют стандартные, хотя для каждого пациента выбирают свой «коктейль» и курс в зависимости от выявленных проблем. Но с точки зрения маркетинга произошел прорыв — капельницы удалось продвинуть на рынок, в том числе с помощью рекламы в соцсетях. Это идеальный продукт для продвижения в Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), как маникюр, объясняет предприниматель.
Из-за тренда на биохакинг и ЗОЖ услуги пользовались спросом, было понятно, что проект надо тиражировать. «Тогда я еще мало что знал про франчайзинг, поэтому пригласил команду брокеров, специалистов по упаковке франшиз», — рассказывает Исламов. Они помогли наладить продажи.
Первую франшизу Clean Clinic продали летом 2021 года, в сентябре открылась партнерская клиника в Петербурге. Уже за первый месяц она заработала более 500 000 рублей прибыли. Такого быстрого старта никто не ожидал, раcсказывает основатель Clean Clinic.
К началу 2022 года у проекта появилось несколько десятков партнеров по франшизе, потом был спад, как и у всего медицинского бизнеса, некоторые клиники закрылись. Сейчас в сети 66 партнерских медцентров (часть на стадии открытия) и три собственных. Совокупная выручка за пять месяцев 2025 года составила 369,5 млн рублей.
«Предприниматели обычно опасаются идти в нишу медицины, потому что воспринимают ее как нефтедобычу, считая, что это дорого и сложно», — поясняет Исламов. По его словам, это и впрямь не так просто, но не очень дорого: «При стартовых вложениях от 3 млн до 5 млн рублей можно построить бизнес, который долго будет тебя кормить».
Параллельный проект
В команде, которая помогала запустить продажи франшиз Clean Clinic, было три предпринимателя из Татарстана: Артур Зарипов, Камиль Вильданов и Даниил Лахомов. «Мы поначалу работали вместе с Тимуром, но потом разошлись: были разногласия в видении бизнеса», — объясняет Зарипов Forbes. Увидев потенциал инфузионной терапии, он с партнерами решил запустить свою сеть клиник. Зарипов заинтересовался франчайзингом еще в 2011 году. «Попал тогда на профильную выставку, захотелось зайти на этот рынок, — вспоминает он. — Начал упаковывать франшизы для разных компаний». Первую свою клинику Biorise партнеры открыли в декабре 2021-го в Казани. Полгода спустя заработал франчайзинговый медцентр в Якутске — франшизу купила владелица салона красоты, чтобы увеличить средний чек.
Клинику можно запустить даже с небольшой командой: достаточно одного врача и двух медсестер, поясняет Зарипов. Нужна медицинская лицензия, помещение от 70 кв. м — кабинет врача и процедурная. Среди франчайзи есть и врачи, и далекие от медицины люди. Всех их обучают и консультируют, как и медицинский персонал. Всего в управляющей компании Biorise работает около 40 человек.
Для создания своей линейки процедур собрали научный совет из специалистов. Сейчас у Biorise 45 видов капельниц, на сайте их можно сложить в корзину, как товары на маркетплейсе. Названия отражают запрос, с которым приходят пациенты: «Сахар в норме», «Снижение веса», «Айронмен» и «После вечеринки». Хиты продаж — детокс-капельницы, их, как правило, назначают тем, кто впервые приходит в клинику. Спросом пользуются капельницы красоты (у женщин) и «похмельные».
Biorise сразу стала себя позиционировать как «клиника биохакинга», и сеть начала быстро расти. Только за минувший год открылось 36 клиник по всей стране от Владивостока до Петербурга. В основном они базируются в больших городах, но есть и в провинции, например в подмосковной Коломне и в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Сейчас в сети 137 партнерских клиник и одна своя.
В декабре 2024 года сеть Biorise привлекла $100 000 от венчурного фонда RealPay на разработку приложения для пациентов. «Мы хотим сделать так, чтобы пользователь смог загрузить результаты своих анализов и получить рекомендации и чтобы у врача был доступ в приложение», — рассказал Зарипов.
Бизнес этот взлетел в том числе потому, что у него невысокий порог входа и стабильный спрос, не привязанный к сезону, считает Наталья Борова. Одна капельница в Biorise стоит 6000–7000 рублей в Москве и 2500–8000 рублей в регионах. Их назначают курсами, пациентам можно предлагать и дополнительные услуги. Анализы, чекапы, консультации врачей — все это есть в сетевых клиниках. Около 80% пациентов инфузионной терапии — женщины, они больше заботятся о профилактике, мужчины обычно приходят к врачам, когда что-то заболит, замечает Зарипов.
Проверено на семье
На «Яндекс Картах» отзывы о клиниках инфузионной терапии в основном позитивные. «Гулял полгода, много тратил здоровья на алкоголь, нервы, бессонные ночи, чувствовал, что тело очень отравлено, — пишет один из пациентов. — Дошло до того, что не мог спать, тремор, кошмары. Пришел на детокс-капельницы и уже с ходу стал чувствовать себя лучше». Но есть и жалобы: «Поставила капельницу «Золушка», очень сильно опухло лицо… Появилась слабость, болезненность и сонливость. Обратный эффект. Никогда не ставьте себе такого».
Официальная медицина относится к тренду на биохакинг в целом отрицательно. «Никакой необходимости вводить лекарственные средства в форме внутривенных вливаний, в том числе для сохранения красоты, «укрепления» организма или стимуляции иммунитета, нет», — ответил на вопрос Forbes доцент кафедры поликлинической терапии Института клинической медицины Пироговского университета Дмитрий Карпенко. Внутривенное введение любого препарата или их комбинаций, даже назначенное врачом по показаниям, — не безопасная процедура. Побочные эффекты встречаются часто, предупреждает доцент. «Я не медик, но пользу капельниц ощутил на себе», — отвечает на это Артур Зарипов. Он проходит разные курсы регулярно, например для контроля веса и восполнения дефицита витамина D. «Моя мама и дочь тоже постоянные клиенты наших клиник», — говорит предприниматель.
«Я беседовала с пациентами, чтобы выяснить, почему им нравится инфузионная терапия, они говорили, что она дает быстрый эффект, — рассказывает Наталья Борова. — Но самое интересное, это повышает их самооценку: капельницы — это ведь процесс, а не просто глотание БАДов, а людям стало нравиться заботиться о здоровье».
И Biorise, и Clean Clinic расширяют пакеты медуслуг, производят и продают собственные БАДы, спрос на них тоже хорошо растет после пандемии, отмечает Борова. Аудитория капельниц, конечно, более узкая, чем у медицинских анализов, но пока она прирастает опережающими темпами. Основатели обеих сетей говорят, что планируют не только развивать партнерскую сеть, но и открывать свои клиники превентивной медицины. В течение двух лет Biorise собирается открыть около 20 клиник в Москве, они будут принципиально отличаться от обычных, где просто лечат болезни, уточняет Зарипов. По его словам, на этот проект компания получила 2,7 млрд рублей инвестиций.