«Известия»: до трети таксопарков в крупных городах могут уйти с рынка
Низкая окупаемость, дорогой лизинг автомобилей и высокая ставка Центробанка могут привести к уходу с рынка до трети таксопарков в крупных городах, выяснили «Известия». Доходность таксомоторных перевозок упала с 16% до 6%, а собственных ресурсов у предприятий хватит только на год, полагают представители крупных компаний в этой сфере бизнеса
В 2025 году с рынка могут уйти до 20% таксопарков в крупных городах, а в 2026 году — еще 10%. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на представителей нескольких крупных компаний. Ситуация приведет к дефициту предложения такси и росту цен на эти услуги, предупредили собеседники издания.
В таксопарке «Ритм» сообщили, что несколько таких компаний уже близки к закрытию: «До конца года некоторые из них не доживут». По словам руководителя таксопарка Multi taxi Василия Баранова, в группу риска попали молодые автопредприятия: «У них еще не накоплены внутренние резервы для существования в условиях высоких ставок лизинга». По словам Баранова, отрасль столкнулась с системным кризисом.
Негативного сценария можно избежать при наличии специальных программ лизинга с господдержкой и разработке таксомоторных версий автомобилей с упором на ресурс, например Lada с классическим «автоматом», добавил собеседник издания. По данным таксопарка «Шоколад», дополнительные налоговые расходы автопредприятий выросли на 7% от выручки. Инвестор «Шоколада» Спартак Заболотский полагает, что потенциальные банкроты в отрасли — это перевозчики, которым придется уходить в тень и дробить бизнес, чтобы «не попасть на НДС».
По словам собеседника, рынок за период 2022–2023 годов потерял до 20% кадров, то есть около 20 000 водителей, до середины 2026 года отток составить еще 10%, ожидает Заболотский. По данным «Шоколада», существующие ставки лизинга сделали экономику такси на автомобилях с четырехлетним периодом эксплуатации убыточной; парки вынуждены продлевать срок службы автомобилей до шести лет и более. По подсчетам Заболотского, раньше доходность таксопарка до выплаты налогов была 16% с учетом последующей продажи машины за полцены, теперь она опустилась до 6% при учете эксплуатации старых автомобилей — перевозчикам в таких условиях выгоднее закрыть бизнес и положить капитал на депозит в банках.
Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова сказала, что средний возраст автомобилей в Москве составляет около 3,5 года, а в регионах — около пяти-шести. Она ожидает снижения количества легальных перевозчиков в такси, что неизбежно скажется на тарифах и доступности услуг для пассажиров. К середине 2026 года машины с пробегом свыше 400 000 км не смогут выдерживать нагрузки в такси — потребуется их массовое обновление, отмечают в таксопарках.