ФАС просят пояснить, будет ли взиматься штраф за уже размещенную рекламу в Instagram
Блогеры обратились в ФАС с просьбой уточнить, будут ли взиматься штрафы за рекламу в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), размещенную до осени 2025 года, пишут «Ведомости». Речь идет о материалах, которые были загружены на платформу до 1 сентября, когда в силу вступит закон о запрете продвижения в запрещенной соцсети. Обеспокоенность вызвана выступлением на ПМЭФ—2025 замглавы РКН Владимира Логунова, посоветовавшего удалить посты
Ассоциация блогеров и агентств (АБА) обратилась в главе ФАС России Максиму Шаскольскому с просьбой пояснить, будут ли взиматься штрафы за рекламу в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), которая появилась на платформе до 1 сентября 2025 года, пишут «Ведомости». Осенью в России вступит в силу закон, запрещающий продвижение в заблокированных соцсетях.
В письме сказано, что беспокойство блогеров вызвало выступление на ПМЭФ—2025 замглавы Роскомнадзора Владимира Логунова, в рамках которого он посоветовал удалить рекламные посты в Instagram, даже если они были опубликованы раньше срока вступления закона в силу. По его словам, такие материалы тоже будут считаться нарушением.
В АБА заявили, что удаление объема такого массива данных повлечет «большую операционную и финансовую нагрузку». Кроме того, блогеры не понимают и просят уточнить, будут ли их штрафовать за закрепленные посты и stories на страницах в запрещенных соцсетях, через которые они продвигают свои товары или услуги.
Юрист практики сопровождения IP и IT сделок юридической фирмы Semenov & Pevzner Екатерина Артемьева и партнер практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» юрфирмы Chervets.Partners Юлия Синицына отметили, что, согласно Конституции, законы, устанавливающие или отягчающие административную ответственность, не имеют обратной силы. Однако РКН может признать рекламу, которая не была удалена до 1 сентября 2025 года, «длящимся нарушением», поскольку материал продолжит распространяться и после вступления закона в силу.
Посты или stories в Instagram о собственных товарах или услугах, согласно разъяснениям антимонопольной службы, не должны признаваться рекламой и нарушением закона, добавила юрист коллегии адвокатов Delcredere Наталья Чебакова. При этом продвижением могут быть признаны сведения в аккаунте магазина или продавца, которые визуально более заметны и стимулируют интерес к определенной продукции, подчеркнула она.
Синицына добавила, что, если к середине августа ФАС не прояснит позицию по данным вопросам, блогерам лучше удалить всю рекламу в Instagram, либо архивировать ее, либо перевести в информационный или новостной формат. Также лучше скрыть данные с «ярко выраженным коммерческим содержанием».
Эксперты накануне сообщили, что рынок рекламы в стране по итогам 2025 года может вновь снизить темп роста — до 15—20%. По их мнению, причинами станут запрет рекламы в Instagram и жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, а также сокращение рекламного инвентаря и медиаинфляция.