Минпромторг предложил закрепить норму о 50%-й доле российских самолетов в авиапарках
Минпромторг выступает за закрепление в законах нормы о 50%-ной доле самолетов российского производства в парках авиакомпаний, заявил глава ведомства Антон Алиханов, выступая в Совете Федерации. Министр напомнил, что такая цель обозначена в одном из указов президента. В 2022 году российские авиакомпании отказались от части заграничных рейсов, чтобы не остаться без иностранных самолетов, которые у них изымали лизинговые компании
Минпромторг предлагает закрепить в законах норму о 50%-ной доле российских самолетов в авиапарках компаний, заявил в рамках «Правительственного часа» Совета Федерации глава ведомства Антон Алиханов. Его выступление было посвящено мерам по обеспечению технологического суверенитета страны.
Министр промышленности и торговли напомнил, что такая цель обозначена в 309-м указе Владимира Путина. «Мы считаем, что эти положения указа требуют и законодательного закрепления, и дальнейшего развития в нормативно-правовой базе», — отметил он.
Указ, в котором обозначена необходимость увеличения доли российских самолетов в парке перевозчиков до 50%, был подписан Путиным в 2024 году. В нем также сказано, что авиационная подвижность населения до 2030 года должна вырасти минимум на 50% по сравнению с 2023 годом.
В феврале 2022 года Евросоюз запретил продавать России самолеты и запчасти к ним, а также страховать и обслуживать гражданские суда российских авиакомпаний. После этого западные лизинговые организации начали задерживать самолеты, арендованные авиаперевозчиками из России, из-за чего «Аэрофлот», S7 и другие организации отказались от выполнения заграничных рейсов.
В июне 2025 года Financial Times сообщила, что крупнейший в мире владелец самолетов AerCap получит $1 млрд компенсации более чем за 147 своих самолетов, которые «застряли» в России после начала «военной спецоперации»* на Украине.
На Петербургском экономическом форуме — 2025 гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский рассказал, что компания получит 92 самолета МС-21 на два года позже запланированного срока, к 2032 году. Прошлой весной Минпромторг и «Ростех» предупреждали о переносе сроков поставки новых отечественных гражданских самолетов, которые разрабатываются для замещения западного флота.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.