«Известия» узнали об удорожании российских самолетов на 45–70%
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%, до 7,6 млрд рублей, Ил-114-300 — до 2,6 млрд рублей, «Байкал» — до 315–320 млн рублей, выяснили «Известия». Власти обсуждают с авиаперевозчиками модели лизинга для закупки воздушных судов при выросшей на 45-70% цене. В «Ростехе» считают, что программа по снижению себестоимости самолетов в перспективе до 2030 года даст результаты
Прогнозная стоимость самолета МС-21 составит 7,6 млрд рублей, Ил-114-300 — 2,6 млрд рублей, «Байкал» (ЛМС-901) — 315–320 млн рублей, пишут «Известия». Они ознакомились с протоколом совещания в Минтрансе с представителями авиакомпаний, «Ростеха», ОАК и Росавиации, где приводятся данные о новых ценах на отечественные самолеты с поставками в 2026 году. Их Департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса разослал авиаперевозчикам.
В протоколе говорится, что прогнозная стоимость самолета МС-21 составит 7, 606 млрд рублей; в 2023 году Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) оценивала его в 4,3–4,6 млрд рублей без учета субсидий Фонда национального благосостояния (ФНБ). Прогнозная стоимость Ил-114-300 увеличилась до 2,6 млрд рублей (1,44 млрд рублей в 2023 году). Прогнозная стоимость ЛМС-901 («Байкал») поднялась до 315–320 млн рублей (в 2023-м — 178 млн рублей).
Глава Минпромторга Антон Алиханов на «правительственном часе» в Совете Федерации рассказал, что первые три отечественных Ил-114-300 будут стоить по 4 млрд рублей за самолет, а последующие за счет репрайсинга — 2,6 млрд рублей. По его словам, такая стоимость «на уровне Bombardier, ATR, то есть тех самолетов, которые являются аналогами». Сейчас три Ил-114-300 проходят сертификационные испытания, лановый срок окончания работ — декабрь 2025 года.
В мае 2025 года гендиректор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, разработчик «Байкала») Леонид Лузгин обозначил «вилку» цен на ЛМС-901 — 220–340 млн рублей. Тогда он назвал конкурентами «Байкала» американские одномоторные суда Cessna Grand Caravan, стоимость которых составляет от $2,2 млн до $3,4 млн (173–267 млн рублей по курсу Центробанка на 2 июля) в зависимости от комплектации. Плановый срок окончания сертификационных работ по этому самолету — декабрь 2026 года.
По итогам совещания ГТЛК поручено совместно с авиакомпаниями проработать модели операционного и финансового лизинга самолетов. Аренду предлагается разбить на 10 и 7 лет, плюс год на ремаркетинг (в случае предоставления средств ФНБ на 20 лет и с учетом аванса за два года). В протоколе отмечается, что стоимость воздушных судов должна быть сопоставима с иностранными аналогами, а финансовая модель — подтверждать возвратность средств ФНБ.
В «Ростехе» сказали, что некорректно сравнивать первые образцы самолетов, цена на которые всегда выше, и серийные машины. С наращиванием серии цена будет снижаться и притом значительно, ожидают в госкорпоорации. Эксперты отметили, что стоимость лизинга важнее цены самолета. Если стоимость эксплуатации останется высокой, то издержки авиакомпании переложат в стоимость билетов, предупредили они.