Таксисты на личных авто попросили заменить механизм ОСГОП на коллективное страхование
Самозанятые таксисты, работающие через агрегаторы, попросили власти освободить их от обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) при условии, что они застрахованы через платформу. Это, по их мнению, «сократит давление на отрасль»
Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» обратился к властям с просьбой заменить обязательное страхование ответственности перед пассажирами (ОСГОП), действующее в отношении таксистов, на добровольное коллективное страхование. «В частности, освободить самозанятых водителей на личных автомобилях, работающих через агрегаторы, от обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) при условии, что они застрахованы через платформу», — говорится в письме, которое глава «Цифрового мира» Валерий Корнеев направил на имя премьер-министра Михаила Мишустина и министра транспорта Андрея Никитина (есть в распоряжении Forbes).
Согласно закону №278, с 1 сентября 2024 года таксисты обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров. Введение для такси ОСГОП «повышает финансовую защищенность пассажиров», отмечали в ЦБ: выплата за причинение вреда здоровью при перевозке будет начисляться в пределах лимита в 2 млн рублей.
Промежуточные итоги действия механизма ОСГОП показали низкую вовлеченность перевозчиков, отмечают авторы письма. Если на конец 2024 года, согласно отчету ЦБ, в стране были застрахованы 269 000 такси, то к 30 апреля 2025 года, по данным Национального союза страховщиков ответственности, количество страховок выросло до 307 500, то есть ОСГОП оформили лишь 29,6% официальных таксистов. С учетом того, что не менее 1 млн перевозчиков действуют в серой зоне, можно утверждать, что обязательное страхование ответственности пассажиров работает примерно у 15% перевозчиков.
В письме «Цифрового мира» отмечается, что отсутствие договора ОСГОП является основанием для аннулирования разрешения на деятельность такси. В массовом масштабе это уже произошло в Сахалинской области, Санкт-Петербурге, Ненецком АО и Хабаровском крае. Если сегодня все регионы выполнят это требование Закона о такси, то «реестры перевозчиков опустеют и такси за пределами Московской агломерации прекратит существование», предупредили авторы документа.
Главной причиной низкой вовлеченности в страхование они назвали высокие барьеры для входа в отрасль: помимо приобретения полиса ОСГОП (3400 рублей), необходимо перекрасить автомобиль (100 000 рублей), приобрести ОСАГО (30 000 рублей), заплатить за ежедневные тех- и медосмотры.
Также «вызывает вопросы» статистика выплат по ОСГОП. Авторы письма приводят данные ЦБ, согласно которым сборы по ОСГОП в такси в 2024 году составили 914,6 млн рублей. Свыше 500 млн рублей пришлось на «Ингосстрах». При этом компания в 2024 году зафиксировала три страховых случая в этом сегменте страхования с совокупной суммой возмещения в 2 млн рублей.
По данным Национального союза страховщиков ответственности, страховая премия по ОСГОП такси за 1 полугодие 2025 года составила 200,7 млн рублей.
Еще одной проблемой ОСГОП игроки рынка назвали тот факт, что по условиям договора страховая компания выплатит возмещение пострадавшему пассажиру, но потом может взыскать эту сумму с водителя, если у него не пройдены предрейсовые медосмотр и техосмотр, нарушен режим труда и отдыха. С учетом отсутствия инфраструктуры для проведения этих ежедневных осмотров самозанятых перевозчиков, это требование может привести их к «катастрофическим убыткам».
При этом, отмечается в письме, в такси уже есть результативный опыт добровольного страхования ответственности перевозчиков. С 2017 года крупные агрегаторы, в том числе «Яндекс Такси» и «Максим», самостоятельно страхуют пассажиров и водителей от последствий ДТП. В этой связи «Цифровой мир» просит Мишустина и Никитина изучить опыт добровольного страхования крупных агрегаторов, разработать на их базе отраслевой стандарт страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров, заменить им механизм ОСГОП и тем самым «сократить давление на отрасль».
