Таксопарки с марта 2026 года начнут распродажу подержанных иномарок
Компании такси готовятся к массовой продаже подержанных иностранных автомобилей начиная с марта 2026 года, выяснили «Известия». Бизнес со следующего года будет обязан закупать только отечественные автомобили и не сможет сдать в аренду и перерегистрировать старые иномарки. Такие требования содержатся в законах о локализации такси и о легковых пассажирских перевозках
С марта 2026 года службы аренды такси могут начать массовые распродажи иномарок, пишут «Известия» со ссылкой на представителей отрасли. Перевозчики рассказали на Международном евразийском форуме такси (МЕФТ), что причиной отказа от иномарок в таксопарках стали требования законов о локализации такси и о легковых перевозках. Первый закон запрещает с марта 2026 года закупать иномарки и перерегистрировать уже используемые в таксопарках зарубежные автомобили, по второму нельзя сдавать автомобили в аренду водителям со статусом индивидуального предпринимателя (ИП) без переоформления разрешения, рассказали участники рынка, опрошенные газетой.
По подсчетам агентства «Автостат», при перепродаже на вторичном рынке машина из такси теряет более половины стоимости. Так, если кроссовер Haval Jollion в 2022 году был куплен в лизинг за 2,22 млн рублей, то в 2025 году на вторичном рынке он уже стоит 980 000 рублей (46% от изначальной стоимости). «Известия» направили запросы в Минпромторг, лизинговые компании и крупные таксопарки.
Гендиректор такси «Главный путь» Аркадий Лодягин отмечает, что разработчики законов, вероятно, не учли «подводные камни» отрасли и особенности ведения бизнеса службами аренды такси, при которых машины часто переоформляются на разных водителей. Со вступлением в силу закона о локализации такси с марта 2026 года вносить в реестр можно только отечественные автомобили. При переоформлении машины на другого перевозчика разрешение на нее аннулируется, а получить новое будет невозможно, считает участник рынка.
По словам руководителя службы «Максим» Максима Шушарина, сдача машин в аренду применяется для таксопарковой модели бизнеса в крупных городах, а в регионах водители чаще ездят на личных автомобилях. Представитель компании «Желтый носорог» Виктория Захарчева рассказала, что практически все таксопарки в крупных городах работают через сдачу машин в аренду водителям. В 2024 году многие таксисты имели статус самозанятых, но теперь они оформляют более выгодный статус ИП.
При сдаче в аренду машины ИП закон о такси требует ее переоформления в реестре транспорта с выдачей нового разрешения, но с марта это станет невозможно для иномарок. Их остается только продать, заключила Захарчева. «Под запрет переоформления в такси попадают и лизинговые иномарки, уже работающие в таксопарках», — добавил инвестор такси «Шоколад» Спартак Заболотский.
По его словам, зарегистрировать иномарки в собственность можно, но вот работать на них в такси уже не получится. В реестр транспорта их будет нельзя поставить из-за недостаточной локализации, а значит, не удастся и получить разрешение на легковые перевозки. Эти машины придется продавать на вторичном рынке, считает собеседник.
По данным такси «Шоколад», в Москве в 2023 году приобретено в такси 27 000 импортных автомобилей, 90% из них — в лизинг. В такси не смогут работать около 20 000–25 000 трехлетних иномарок из лизинга, подсчитал Заболотский.
По информации Национального агентства промышленной информации (НАПИ), сейчас действующее разрешение на работу в такси есть у 791 000 автомобилей. В 2022–2024 годах разрешение получили 336 000 машин, из них только 15% — модели Lada и 2% «Москвич». По данным лизинговой компании CarCad, помимо отечественных авто, популярностью в такси пользуются марки Haval, Geely, Belgee и Solaris. По расчетам «Автостата», средневзвешенная цена новой иномарки, подходящей для такси, достигла 3,17 млн рублей.
