«Ведомости» узнали о попытке украинской ICU «ворваться» в спор Фридмана с Киевом
Украинский фонд-«стервятник» ICU пытается «ворваться» в спор Михаила Фридмана с Киевом по поводу конфискации бывшего «Альфа-банк Украина» (переименован в Sense Bank), узнали «Ведомости». По данным издания, ICU, некогда близкий к экс-президенту Петру Порошенко, с дисконтом купил ценные бумаги, обеспеченные обязательствами компании миллиардера, и выдвинул ультиматум: либо погашение по номиналу, либо участие в арбитраже против Украины. Эксперты оценили шансы ICU на успех как низкие
Украинский фонд-«стервятник» ICU пытается «ворваться» в спор миллиардера Михаила Фридмана (№11 в рейтинге 146 миллиардеров России — 2025 Forbes, состояние — $14,9 млрд) с Киевом по поводу конфискации бывшего «Альфа-банк Украина» (переименован в Sense Bank), узнали «Ведомости». «Стервятниками» называют фонды, инвестирующие в проблемный долг.
По данным издания, ICU, некогда близкий к экс-президенту Петру Порошенко, с дисконтом купил ценные бумаги, обеспеченные обязательствами компании миллиардера, и выдвинул ультиматум: либо погашение по номиналу, либо участие в арбитраже против Украины. В июне 2023 года Владимир Зеленский подписал закон, который позволяет правительству национализировать банки, владельцы которых попали под санкции. В июле 2023-го власти Украины национализировали «Альфа-банк Украина» из-за того, что им владели подсанкционные лица через холдинг ABH Holdings S.A. (ABHH, Люксембург) и его «дочку» ABH Ukraine (ABHU).
В конце декабря 2023 года ABHH, среди акционеров которого российские миллиардеры Михаил Фридман, Петр Авен и Андрей Косогов, подал в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) иск против Украины более чем на $1 млрд. В феврале этого года в ICSID обратилась и нидерландская E.M.I.S. Finance: компания требует взыскать с Киева $400 млн инвестиций, потерянных после национализации Sense Bank, писали «Ведомости».
E.M.I.S. с 2018 по 2021 год предоставила ABHU 10 кредитов на $470 млн. На эти займы нидерландская структура выпустила долговые ценные бумаги — ноты участия в кредите (LPN), которые позволяли инвесторам покупать части непогашенных ссуд E.M.I.S. в пользу ABHU. Основным активом ABHU на Украине был Альфа-банк, а результаты его деятельности — главным источником средств для обслуживания нот E.M.I.S. Уже весной 2022-го E.M.I.S. перестала платить по своим обязательствам из-за ситуации вокруг Альфа-банка.
Одновременно с запросом на арбитраж в ICSID E.M.I.S. в феврале этого года запросила согласие держателей на реструктуризацию LPN — продление срока погашения на шесть лет до предполагаемой победы в арбитраже, перенос даты выплаты купонов на новую дату погашения, а также замену трасти (управляет активами в пользу бенефициаров), отмечают «Ведомости». Решение о реструктуризации LPN принималось большинством голосов держателей. В итоге реструктурированы были 8 из 10 выпусков, новым трасти по ним стала британская i2 Capital Trust Corporation, рассказал собеседник издания. По его словам, реструктуризацию двух оставшихся выпусков заблокировала ICU, которой они по большей части и принадлежат (в общей сложности примерно на $42 млн).
ICU выдвинула ультиматум: либо ABHH должна погасить 100% основного долга вне процесса реструктуризации, либо ICU присоединяется к арбитражу ABHH против Украины. По словам источника «Ведомостей», еще одно условие «стервятника» — назначение его трасти по управлению бондами: им могла бы стать международная компания GLAS со штаб-квартирой в Лондоне. Однако ABHH отказалась расплачиваться с ICU вне процесса реструктуризации: вместо этого ICU предложили пакет нефинансовых стимулов, но этого фонду оказалось недостаточно.
По словам собеседника издания, ABHH держателям LPN ничего не должна, а E.M.I.S., у которой обязательства перед держателями LPN, «проявляет добрую волю, хотя могла бы этого не делать». «Если бы инвесторы подали иск к E.M.I.S. или ABHU, сейчас бы арбитражные управляющие разбирались, как продать с аукциона три стула и два компьютера: денег там никаких нет. Вместо этого происходит реальная история [арбитраж E.M.I.S. против Украины], которая ничего не стоит держателям», — добавил источник.
Руководитель практики коммерческих споров и международного арбитража юрфирмы «МЭФ Legal» Николай Строев посчитал шансы ICU на успех крайне низкими. По его словам, действия компании можно охарактеризовать как попытку гринмейла (корпоративный шантаж). Партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков не согласился, что действия ICU можно назвать гринмейлом, но в беседе с «Ведомостями» тоже расценил шансы компании на успех как «весьма эфемерные».
