«Известия» узнали о требованиях властей к АЗС обосновать рост цен на топливо
Минэнерго и региональные управления ФАС начали направлять владельцам заправочных сетей запросы с требованием обосновать рост цен на топливо, пишут «Известия» со ссылкой на участников рынка. Помимо того, ведомства запрашивают информацию о наличии запасов топлива и о фактах перебоев в поставках. Если ФАС посчитает рост цен экономически необоснованным, владельцам сетей грозят административные штрафы, а в случае систематических нарушений — даже приостановка деятельности
Минэнерго и региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) стали направлять владельцам заправочных сетей запросы с требованием обосновать рост цен на топливо, пишут «Известия» со ссылкой на участников рынка. Помимо того, ведомства запрашивают информацию о наличии запасов топлива и о фактах перебоев в поставках, отмечает издание.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов сообщил «Известиям», что в последние недели Минэнерго и ФАС неоднократно направляли операторам АЗС запросы о причинах удорожания топлива и состоянии запасов. В ФАС подтвердили, что региональные управления контролируют соблюдение антимонопольных норм на рынке и запрашивают соответствующую информацию у сетей.
В ФАС сообщили, что по итогам анализа полученной информации уже вынесли предупреждения владельцам АЗС в Тверской и Тюменской областях. По словам Баженова, действия регуляторов выглядят логичными на фоне дефицита топлива, когда некоторые заправки вынуждены ограничивать продажи или временно закрываться. Он отметил, что если в конце лета трудности с обеспечением испытывали в основном небольшие сети, то сейчас проблемы затронули и крупные системообразующие компании.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил, что в случае признания роста цен экономически необоснованным ФАС может оштрафовать владельцев АЗС и обязать их снизить стоимость топлива. При повторных нарушениях речь может дойти до приостановки работы сетей. Если же выяснится, что цены завышались согласованно или искусственно, возможно возбуждение антимонопольных дел, добавил эксперт.
Вице-премьер Александр Новак на прошлой неделе сообщил, что правительство продлит полный запрет на экспорт бензина до конца 2025 года, а также запретит экспорт дизельного топлива для непроизводителей. По словам Новака, это позволит дополнительно обеспечить рынок нефтепродуктами, которые сейчас экспортируются. Поставок по межправительственным соглашениям запрет на экспорт бензина не коснется, уточнил вице-премьер.
Он отметил «небольшой дефицит» нефтепродуктов в России. «В штабном режиме Минэнерго совместно с нефтяными компаниями, РЖД, Минтрансом работают по увеличению объемов производства [нефтепродуктов] и обеспечению внутреннего рынка. На сегодняшний день, действительно, есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была», — сказал Новак 25 сентября (цитата по «Интерфаксу»).
В Минэнерго 27 сентября сообщили ТАСС, что сохраняют перед собой задачу в 2026 году удержать рост цен на бензин в России близким к уровню инфляции. Однако рост стоимости топлива на АЗС может незначительно отличаться от инфляции с учетом изменений тарифов естественных монополий и налогового законодательства, отметили в министерстве.
По данным Росстата, с начала года по 22 сентября цены на бензин на АЗС в России увеличились на 8,36%, по темпам роста вдвое обогнав уровень общей инфляции (4,16% с начала года).
