ФАС потребовала от Wildberries и Ozon пересмотреть новые правила для продавцов
Новые правила для продавцов Wildberries и Ozon требуют пересмотра — к такому выводу пришли члены экспертного совета при ФАС. В случае с Wildberries речь идет, в частности, о введении индекса остатка товара (показатель, который отслеживает, как долго продаются товары и сколько они лежат на складах); в случае с Ozon — о введении новых правил обработки возврата товаров продавцов, работающих по системе FBS (торговля со склада продавца). По мнению экспертов, введение правил должно быть скорректировано. ФАС в случае невыполнения рекомендаций примет меры против маркетплейсов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила о необходимости пересмотра новых правил для продавцов, которые ввели Wildberries и Ozon. Как сообщили в службе, в случае с Wildberries речь идет, в частности, о внедрении со 2 сентября индекса остатка товара — он рассчитывается по специальной формуле и подсвечивает те товары, которые медленнее продаются и дольше лежат на складах.
При низком индексе продавцы либо должны оплачивать хранение товаров на инфраструктуре площадки по более высокой цене, либо на их товары устанавливаются скидки без надлежащего согласования. Кроме того, площадка внедрила порядок оказания дополнительных услуг, от которых невозможно отказаться ранее установленного срока, отметили в ФАС.
В случае с Ozon речь идет о введении с 1 октября новых правил обработки возврата товаров продавцов, работающих по системе FBS (торговля со склада продавца). Если ранее продавцы могли забирать отмененные или возвращенные заказы себе или отправлять их на склад площадки, то теперь они автоматически отправляются на склады Ozon для повторной продажи. Предприниматели в результате не могут свободно распоряжаться своим товаром и реализовывать его через другие каналы продаж.
Кроме того, предприниматели жалуются на сложности с бронированием времени для самостоятельного вывоза своего товара с площадок Ozon. Жалобы поступают и от покупателей — маркетплейс стал блокировать их аккаунты без объяснения причин, заявили в ФАС. Ведомство предложило Wildberries и Ozon смягчить требования к продавцам и пообещало в случае невыполнения рекомендаций принять меры антимонопольного реагирования.
В Wildberries & Russ после заявления ФАС отметили, что, будучи добросовестным участником рынка, всегда следуют рекомендациям службы. «Компания примет меры для доработки своих механик в интересах продавцов и покупателей», — заявили Forbes в пресс-службе. Представитель Ozon также сообщил, что маркетплейс внимательно относится к требованиям ФАС и изучает обращение регулятора. «Мы продолжим диалог для решения спорных вопросов и сохранения прозрачных рыночных условий», — отметили в компании. В Ozon пришли к выводу, что в первую очередь необходимо упростить процесс вывоза возврата со склада.
В июне руководитель ФАС Максим Шаскольский сообщил, что Ozon и Wildberries исполнили предупреждения службы в связи с непрозрачным механизмом участия продавцов в автоакциях. Среди прочего, оба маркетплейса добавили для продавцов функцию бессрочного запрета на автоакции. Помимо того, Ozon разработал дополнительное уведомление об участии в них для вновь присоединившихся продавцов, а Wildberries расширил инструкцию по отказу от автоакций через личный кабинет и более четко описал работу блокировки.
