От «Роснефти» и «Лукойла» отказываются покупатели: к чему это приведет

Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США ввело санкции против крупнейших российских нефтяных компаний «Роснефть» и «Лукойл», а также их дочерних предприятий. Компании включены в так называемый список SDN (Specially Designated Nationals List). Это означает, что все активы в США, где доля «Роснефти» или «Лукойла» превышает 50%, блокируются, а гражданам или финансовым учреждениям США и иностранных государств запрещается содействие самим этим компаниям и их «дочкам» после 21 ноября , иначе всем грозят санкции.
«Роснефть» — крупнейшая российская нефтедобывающая компания, на нее приходится 40% добычи (5,2 млн баррелей в сутки в 2024 году). «Лукойл» на втором месте примерно с 1,6 млн баррелей в сутки. Вместе «Роснефть» и «Лукойл» обеспечивают более половины экспорта российской нефти, говорят аналитики.
Цены на нефть марки Brent в четверг, 23 октября, поднялись на 5%, превысив $65 за баррель.
Forbes направил запросы о комментариях в «Роснефть» и «Лукойл», но на момент выхода материала ответа не получил. Днем 23 октября «Лукойл» сообщил, что «в связи со сложившимися обстоятельствами» перенес на неопределенный срок заседание совета директоров по вопросу выплаты дивидендов, ранее запланированное на 23 октября.
Минус доллар
«Роснефти» и «Лукойлу» фактически запрещается осуществлять взаиморасчеты в долларах США, формулирует основную проблему главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов: «И основной удар приходится на Индию, потому что с Китаем мы давно торгуем в национальных валютах — юанях и рублях, а с Индией мы до сих пор не смогли найти решения по оплате поставок российской нефти в национальных валютах. Нас не устраивают условия индийской стороны по оплате в рупиях, поэтому мы торгуем в основном в долларах США и дирхамах ОАЭ».
Громов напоминает, что под аналогичные санкции США ранее подпали две другие крупные российские компании — «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». «И сейчас они практически полностью направляют свой экспорт в Китай», — говорит он.
Конечно, допустимы расчеты с Индией в китайских юанях, рассуждает Громов. «До сих пор это невозможно было представить, поскольку политические отношения Китая и Индии были плохими, однако сейчас наметилось очевидное потепление», — считает он.
Накануне решения США о включении «Роснефти» и «Лукойла» в санкционные списки, напоминает Громов, появилась информация от индийской стороны, что Нью-Дели продолжает переговоры с Вашингтоном о снижении американских таможенных пошлин на индийские товары и намерена продолжить поиск иных источников покупки нефти. «То есть Индия будет стремиться к постепенному сокращению поставок из России, — говорит он. — Это не произойдет немедленно, но усложнение взаиморасчетов может ускорить этот процесс».
Reuters со ссылкой на неназванные источники сообщил, что индийские нефтеперерабатывающие компании, действительно, готовы подчиниться санкциям США и резко сократить импорт российской нефти — но только в обмен на отмену 50%-ных импортных пошлин, введенных США для Индии в качестве наказания за закупки российской нефти.
Forbes направил запросы в Министерство нефти и природного газа Индии и владельцам крупнейших индийских НПЗ: Reliance Industries, Indian Oil Corporation, Hindustan Petroleum Corporation и Bharat Petroleum Corporation, а также Nayara Energy — но на момент выхода материала ответов не получил.
«Роснефть» владеет долей в Nayara Energy — крупнейшем частном НПЗ Индии с сетью более чем 6500 АЗС, напоминает Игорь Исаев из Mind Money. По его сведениям, из-за санкционных ограничений российская компания уже сталкивается с трудностями по репатриации прибыли и рассматривает возможность выхода из этого актива.
Цепочка посредников
Формально санкции США по-прежнему не означают автоматический запрет третьим странам закупать нефть у «Роснефти» или «Лукойла», но создают серьезные риски для логистики, страхования и расчетов, полагает Исаев. «Индия и Китай, крупнейшие покупатели российской нефти, могут продолжить импорт, но с оговоркой, что если расчеты будут идти в долларах, то перебои и заморозка средств станут реальными, — говорит Исаев. — Кроме того, санкции могут затруднить фрахт танкеров и страхование поставок, особенно если судовладельцы или страховщики связаны с западными юрисдикциями».
«Думаю, что эти меры все же не парализуют российскую нефтегазовую отрасль, но существенно повысят ее издержки», — полагает Исаев.
Экспорт российской нефти продолжится, поскольку найти ей альтернативу в обозримом будущем не получится, согласен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Поставки «Роснефти» и «Лукойла» продолжатся как в Китай, так и в Индию, — считает он. — Хотя цепочка посредников может удлиниться, а это может привести к падению выручки компаний за счет увеличения дисконта на российскую нефть».
Тем временем Reuters сообщил со ссылкой на неназванные источники, что китайские национальные нефтяные компании PetroChina, Sinopec, CNOOC и Zhenhua Oil воздержатся от поставок российской нефти морским путем, по крайней мере в краткосрочной перспективе, из-за введенных санкций. Эти компании не ответили на запрос агентства о комментариях.
