ФАС предлагает снизить соцнормы потребления электроэнергии в России с 2027 года
ФАС предлагает с 2027 года снизить соцнормы потребления электроэнергии в России для борьбы с перекрестным субсидированием, когда заниженные для населения тарифы компенсируются за счет бизнеса и бюджетных учреждений, пишет «Коммерсантъ». В числе других мер, предлагаемых службой, — сокращение перечня приравненных к населению потребителей и поэтапная отмена понижающих коэффициентов. По расчетам ведомства, это позволит снизить объем перекрестного субсидирования с 340 млрд рублей сейчас до 180 млрд рублей к 2032 году
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает с 2027 года снизить социальные нормы потребления электроэнергии для населения для борьбы с перекрестным субсидированием, когда заниженные для граждан тарифы компенсируются за счет малого и среднего бизнеса (МСП), промышленности и бюджетных учреждений, пишет «Коммерсантъ». В числе других предложений антимонопольного ведомства — сокращение перечня приравненных к населению потребителей и поэтапная отмена понижающих коэффициентов. Газета отметила, что в начале 2025 года объем перекрестного субсидирования составил 339 млрд рублей, последние несколько лет значение растет на фоне нелегального майнинга криптовалют.
«Коммерсантъ» напомнил, что в России была введена соцнорма потребления электричества для населения, при превышении которой тарифы резко возрастают. Сами тарифы разделены на диапазоны потребления: первый ограничивается 3900 кВт/ч в месяц, второй — 6000 кВт/ч, третий действует для потребляющих свыше 6000 кВт/ч. С февраля этого года регионы имеют право повышать значения диапазонов для жителей домов с электрическим отоплением — сезонный коэффициент до 1,8 позволяет повысить объем потребления первого диапазона до 7020 кВт/ч в месяц. Соцнормы действует в 76 регионах страны, по данным материалов правительственной комиссии по электроэнергетике, до 90% граждан России укладываются в первый диапазон.
ФАС предлагает с 2027 года снизить максимальный объем потребления электричества гражданами без электроотопительных установок в первом диапазоне до 1200 кВт/ч, а затем постепенно снижать показатель в течение семи лет. Также служба предлагает с 2027 года убрать все понижающие коэффициенты для населения во втором и третьем диапазонах; с 2026-го предлагается установить для приравненных к населению владельцев гаражно-строительных и гаражных кооперативов, погребов и сараев тарифы на уровне второго и третьего диапазонов. Кроме того, антимонопольное ведомство предложило за пять лет довести понижающий коэффициент к тарифу на электроэнергию для граждан с 0,7 до 0,8, а для приравненных к населению потребителей — с 0,7 до 1 за три года. Кроме того, по мнению ФАС, необходимо сдерживать предельную величину перекрестного субсидирования — с 2027-го предлагается понижать объем на 10% от уровня прошлого года. Меры помогут сэкономить 160 млрд рублей к 2032 году, считает служба.
В числе предложений антимонопольного ведомства также значится индексация тарифов на услуги по передаче для населения более высокими темпами, чем для других потребителей, и постепенное доведение размеров платы за электричество до экономически обоснованного размера. Инициативы ФАС будут рассмотрены профильной правкомиссией 29 октября. Антимонопольная служба также сообщила «Коммерсанту» о создании рабочей группы, которая включает профильные ведомства, она займется развитием механизма дифференцированных тарифов для снижения перекрестного субсидирования и борьбы с серым майнингом.
В «Россетях» подсчитали, что предложенные ФАС меры могут снизить перекрестное субсидирование на 40–50 млрд рублей. В компании добавили, что снижение уровня потребления до 1200 кВт/ч может стать промежуточным этапом. В Совете производителей энергии отметили, что шаги, описанные антимонопольным ведомством, небольшие, но формируют тренд «на оздоровление тарифной системы и повышение прозрачности регулирования». В ассоциации также пояснили, что объем перекрестного субсидирования в выручке электросетевого комплекса остается на уровне около 20%, сокращение этой нагрузки позволит выделить средства на модернизацию сетей и снизить давление на бюджетный сектор и бизнес.
Сергей Сасим из Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ назвал отдельные предложения ФАС недостаточными. Так, по его мнению, снижение первого диапазона до 1200 кВт/ч сократит долю оплачивающих ресурс по субсидируемому тарифу потребителей с 92,6% до 86,6%, тогда как более эффективной мерой было бы сокращение первого диапазона до уровня среднестатистического потребления домовладениями — около 220 кВт/ч. В этом случае показатель упадет до 62,2%, что приведет к сокращению перекрестного субсидирования на 78,7 млрд рублей.
Аналитик добавил, что действенность мер также будет зависеть от субъектов, так как во многих регионах стремятся обеспечить попадание в первый диапазон максимального количества потребителей. «Смысл же ровно в обратном: для эффективного снижения перекрестного субсидирования и борьбы с нелегальным майнингом число домохозяйств, чье электропотребление оплачивается по экономически обоснованным тарифам, должно ощутимо расти», — пояснил он. По мнению эксперта, отказ от индексации предельных значений перекрестного субсидирования и переход к его ежегодному снижению помогут субъектам принимать более смелые решения относительно индексации тарифов для населения.
