В Госдуме предложили ввести квоту в 25% для самозанятых на нелокализованных такси
Депутаты внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий сохранение до 2033 года квоты в 25% для самозанятых таксистов, чьи автомобили не соответствуют требованиям закона о локализации. В Национальном совете такси (НСТ) поддержали инициативу, но предложили увеличить квоту для самозанятых как минимум до 50%
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий введение квоты в 25% для самозанятых таксистов, чьи автомобили не соответствуют требованиям закона о локализации.
Документ предлагает сохранять до 1 января 2033 года ежегодную квоту в 25% от общего количества записей в региональном реестре легковых такси для физлиц, чьи автомобили не соответствуют требованиям закона о локализации и принадлежат им как минимум полгода.
Авторы законопроекта называют меру компромиссным решением, которое позволит смягчить последствия закона о локализации такси. Без нее значительная часть из 540 000 самозанятых водителей, подрабатывающих в такси, могут лишиться работы, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В Национальном совете такси (НСТ) поддержали механизм введения квот. Но напомнили, что самозанятые водители приходят в отрасль на собственных машинах, чтобы получить дополнительный доход, и у них нет средств на приобретение нового автомобиля специально для подработки в такси.
Поэтому НСТ предложил расширить квоту для самозанятых как минимум до 50%. Расширение квоты позволит перевозчикам, особенно в регионах, сохранить вход в отрасль и заработок и в то же время обеспечит поддержку автопрома, ведь основным потребителем автомобилей в такси все же являются таксопарки, отметили в НСТ.
Закон о локализации такси Госдума приняла в середине мая, 23 мая его подписал Владимир Путин. Закон обязывает таксопарки с 1 марта 2026 года перейти на автомобили отечественных автопроизводителей и позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации такси. Под локализацией подразумевается производство автомобиля или его частей в России.
В начале октября Минпромторг опубликовал первичный перечень машин, соответствующих требованиям закона о локализации такси. В него вошли более 20 моделей шести российских брендов — Lada, УАЗ, Sollers, Voyah, Evolute и «Москвич». Позднее ведомство пообещало расширить перечень до 1 марта 2026 года, в том числе за счет моделей под брендами Haval, Tenet, а также машин, выпускаемых на «Автоторе».
Рынок скептически отнесся к новому закону. РСПП предупреждал, что из-за закона о локализации такси отрасль могут покинуть 200 000 водителей — почти 20% от общего числа занятых в этой сфере. По оценке профсоюза «Новый труд», с рынка могут уйти почти 90% водителей с частичной занятостью, а стоимость поездок вырастет на 25–50%.
