К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Коммерсантъ» узнал о просадке спроса в продуктовой рознице


Потребительская активность в сегменте товаров повседневного спроса начала угасать — аналитики фиксируют снижение продаж базовых продуктов питания, выяснил «Коммерсантъ». Рентабельность продуктовой розницы в таких условиях может упасть до исторического минимума, а отношения сетей с поставщиками осложнятся, пишет газета со ссылкой на аналитиков и экспертов. И ретейлеры, и производители сейчас ищут пути оптимизации затрат, отмечают они

В январе-сентябре количество чеков потребителей в продуктовых магазинах выросло на 3,5% год к году, в то время как в январе-апреле динамика оценивалась в 6%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сервиса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных). По подсчетам «Эвотора», в январе-сентябре в универсальных продуктовых магазинах число покупок было на уровне 2024 года, в специализированных — выросло на 1,5%, а в мясных лавках опустилось на 7% год к году. Оборот розницы растет, но лишь за счет увеличения цен и, соответственно, среднего чека. 

Согласно «Чек Индексу», в январе-сентябре за поход в продуктовый магазин потребители тратили в среднем 1100 рублей, рост год к году на 9%. Аналитики отмечают снижение продаж в базовых категориях продуктов питания: 

  • по данным оператора фискальных данных «Такском», в сентябре-октябре в натуральном выражении продажи опустились на 5% год к году, в том числе молоко — на 8%, гречка — на 9%, рис — на 10%; 
  • по подсчетам T-Pay, в январе-сентябре количество покупок в супермаркетах потеряло 2% год к году; 
  • директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов отмечает, что во втором квартале 2025 года средний вес упаковки продуктов питания (так называемая шринкляция) сократился на 3%. На пике роста продуктового рынка, в третьем квартале 2024 года, этот показатель составлял 1%;
  • в Freedom Finance Global обращают внимание, что по итогам января-сентября производство продуктов питания в России сократилось на 0,6%, а напитки показали падение на 4,1%.

Ардалионов считает, что замедляться рост продаж продуктов питания начал с декабря 2024 года: потребители стали отказываться от разнообразия в пользу более простой и дешевой еды. До этого тенденция была обратной. Аналитик назвал показательной категорию деликатесов (ассорти сыров, икру, морепродукты, слабосоленую рыбу, роллы, сыровяленые колбасы и другие продукты): в 2023–2024 годах их натуральные продажи в 3,7 раза превышали среднерыночные, а в январе—мае 2025  года оказались на треть ниже. Итого года станет просадка спроса, полагает руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.

 

Аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Ананьина ожидает, что денежный оборот розничной торговли в целом по России в 2025 году вырастет на 1,8%. Это более чем в три раза ниже показателя 2024 года — 5,9%. Физический оборот розницы в ближайшие несколько лет будет увеличиваться на 0,5–1% в год, прогнозирует эксперт. По словам Ардалионова, потребители стали рациональнее подходить к тратам.

В группе «Черкизово» считают, что сначала граждане переключаются на более доступные каналы и ищут скидки, затем рассматривают более дешевые продукты и категории, а на последнем этапе готовы вовсе отказываться от отдельных продуктов. По оценке компании, сейчас потребители находятся на первом этапе рационализации. Угасание спроса на продукты питания сказывается на показателях ключевых ретейлеров:

 
  • по подсчетам  Infoline, в первом полугодии выручка десяти крупнейших FMCG-сетей составила 6,1 трлн рублей, увеличившись на 17,1% год к году. В аналогичный период 2024 года прирост оценивался в 24,7%; 
  • выручка X5 в третьем квартале достигла 1,16 трлн рублей, прибавив 18,5% год к году. Во втором квартале прирост оценивался в 21,6%; 
  • для дискаунтера «Чижик» в составе X5 июль—сентябрь 2025 года оказался первым с начала 2021 года отчетным периодом, когда выручка сети не увеличилась к предыдущему кварталу, обратили внимание в своем отчете аналитики Альфа-банка; 
  • продажи Metro в России в третьем квартале увеличились на 4,9% год к году. Во втором квартале динамика оценивалась в 6%. В третьем квартале 2024 года продажи выросли на 13%.

В Х5 отметили общее замедление роста продовольственной розницы и trading down — переход потребителей из высоких ценовых сегментов в низкие. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов также говорит о замедлении темпов роста розницы, но сомневается, что речь пойдет о падении спроса на товары первой необходимости. По его словам, на рентабельность ретейла давят сложная ситуация на рынке труда, растущие логистические издержки и другие проблемы. 

Аналитик «ПСК-Решения» Эмиль Сафаров полагает, что финансовые результаты крупнейших розничных игроков «выйдут на плато»: они будут расти медленнее, но не падать. В Infoline не исключают, что в среднем рентабельность по чистой прибыли у крупнейших FMCG-сетей в 2025 году может сократиться с прошлогодних 2,3% до исторического минимума в 1,7–1,9%.  Из-за контроля властей за ценами на продукты сети лишены возможности транслировать растущие издержки на полку, напомнил Артур Гафаров.

Ретейлеры оптимизируют форматы своих магазинов — рынок переформатируется в пользу дискаунтеров и магазинов у дома. В свою очередь производители пересматривают планы развития и ищут возможности стимулировать продажи за счет оптимизации ассортимента или продвижения новых продуктов. Артур Гафаров отметил, что производители сейчас вынуждены корректировать качественные и количественные характеристики своей продукции.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+