«Коммерсантъ» узнал цели борьбы властей с пробками на границе с Казахстаном
Временные меры по борьбе с пробками на границе с Казахстаном являются частью плана российского правительства по ужесточению контроля за уплатой пошлин и налогов за ввоз продукции в страну, сообщает «Коммерсантъ». Инициатива направлена на уравнивание условий конкуренции для импорта и продукции внутреннего рынка. Ранее Путин разрешил до 10 декабря ввозить в Россию из Казахстана и Киргизии немаркированные грузы
Временные меры по борьбе с пробками на границе с Казахстаном являются частью работы российского правительства по ужесточению контроля за соблюдением импортерами обязательств по уплате пошлин и налогов на ввоз продукции в Россию, сообщает «Коммерсантъ».
22 октября премьер-министр Михаил Мишустин подтвердил, что правительство разворачивает формирование системы полной прослеживаемости товаров начиная с декларирования до прибытия в точку сбыта. Как отмечает издание, главной проблемой, на решение которой направлены инициативы, выдвигаемые правительством, является занижение таможенных платежей поставщиками посредством недостоверного декларирования.
В связи с этим осенью проверки на границе были усилены таможенными органами, в результате чего образовались пробки. В настоящее время, согласно данным ФТС, проблемы с продвижением через пункты пропуска отсутствуют. Выборочные проверки проводят мобильные группы таможенников уже на российской территории.
24 октября Владимир Путин подписал указ, разрешающий временный ввоз в Россию из Казахстана и Киргизии товаров без документов, которые подтверждают статус продукции ЕАЭС. Источник издания, знакомый с обсуждением темы в Евразийской экономической комиссии, заявил, что весь проблемный товарооборот в Россию из указанных стран делится на три категории.
Первая из них — продукция, которая прошла процедуру выпуска на рынок ЕАЭС, но не получила обязательной маркировки в связи с нехваткой мощностей в странах союза, вторая — товары, которые прошли процедуру выпуска на рынок ЕАЭС, но с предполагаемым занижением стоимости, а третья — контрабанда. Указ дает возможность «отсортировать» эти категории уже в России, применив к ним соответствующие меры для устранения нарушений.
В случае с первой категорий товары отправляются на склады временного хранения (СВХ) в России и выпускаются в обращение после обязательной маркировки. Если товары принадлежат ко второй и третьей категории, их отправляют на прохождение таможенного постконтроля по действующим правилам с доначислением платежей в бюджет России.
Как отмечает «Коммерсантъ», согласно протоколу №18 к Союзному договору ЕАЭС, НДС на ввозимые товары уплачивается в бюджет страны, для рынка которой они предназначены. Но свобода движения товаров в ЕАЭС дает возможность выпускать их на рынок союза в любой стране, и перевозчики часто используют возможность оптимизации платежей, с чем также будут бороться.
Управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев рассказал изданию, что указ президента действительно направлен на выравнивание налоговой нагрузки внутри ЕАЭС. Зачастую товары из Казахстана или Киргизии идут в Россию с формальной маркировкой, которая оформлена у себя, и НДС фактически оседает там, пояснил он. По мнению Гавришева, срок до 10 декабря нужен для адаптации бизнеса и налоговых органов.
Взгляды опрошенных «Коммерсантом» экспертов на этот счет разделились. Президент таможенно-логистического брокера КВТ Юлия Шленская выделяет лишь две категории «проблемных» товаров, а именно — официальные поставки и карго-поставки, которые оформлены по упрощенной схеме. Последние можно считать контрабандой «в широком смысле слова», добавила она.
Что касается перенаправления уплаты ввозного НДС, то говорить о дополнительных больших суммах не приходится, указала Шленская. Она полагает, что после перекрытия каналов через Казахстан и Киргизию немалая доля поставщиков просто покинет рынок, вместо того чтобы встать на «белые рельсы». Другие, возможно, найдут более хитрые и изощренные способы продолжения ухода от налогов. А переход остальных поставщиков на прозрачные схемы импорта напрямую повлияет на стоимость товаров на маркетплейсах, добавила она.
«Коммерсантъ» напомнил, что после того, как санкции против России были расширены в 2022 году, власти, опасаясь возникновения товарного дефицита в экономике, которая ранее была ориентирована на глобальный рынок, существенно смягчили условия ввоза иностранных товаров. В частности, они допустили параллельный импорт и сократили формальности в качестве компенсации бизнесу, который был вынужден перестраивать логистику. Но после периода адаптации власти решили вернуть жесткость контроля в таможенную сферу.
Издание отмечает, что, по замыслу правительства, обложение импорта всеми законными платежами должно было способствовать наполнению бюджета и выравниванию конкуренции между импортерами и внутренними производителями, не имеющими возможности конкурировать с льготным и незаконным импортом.
В начале октября «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя руководителя отдела логистики СЛК Максима Емелина сообщил, что очереди на границе между Казахстаном и Россией начали скапливаться с середины сентября, преимущественно из машин с грузами двойного назначения, подозрительными и подпадающими под санкции товарами.
