К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дорого и не хватает: рекордные продажи машин в октябре спровоцировали дефицит

Фото Валентина Антонова / ТАСС
Фото Валентина Антонова / ТАСС
Ажиотажный спрос на автомобили в октябре 2025 года привел к дефициту ряда марок, прежде всего китайских Haval, Changan, Jetour, Belgee и Geely, а продажи машин стали рекордными за последний год. Ждать повторения этого успеха не стоит, считают опрошенные Forbes дилеры, рынок будет падать до конца года. Зато цены на автомобили, уже побившие рекорды за всю историю наблюдения за рынком, продолжат расти и в 2026-м

В российских автосалонах образовался дефицит популярных китайских марок, сообщили Forbes представители крупных дилерских холдингов. «Такая ситуация складывается с лидерами рынка — брендами Geely и Belgee. Не хватает и марки Jetour», — рассказал директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. «Складские запасы, в том числе и прошлогодние, тают на глазах, а по Jetour мы видим уже просто системную нехватку машин», — говорит основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль.

Стоки по большинству популярных моделей подходят к концу, а по некоторым позициям остаются лишь единичные экземпляры, подтверждает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров. В дефиците переднеприводные модели HAVAL Jolion, Jetour T2, GAC GS3 и GS4, Hongqi HS3 и HS5, перечисляет он. Нет Jetour T2, Haval M6 и Haval H5 и в салонах «Автоспеццентра», подтверждает гендиректор компании Андрей Терлюкевич: «Покупатели забирали все, даже запредельные по цене Mercedes и Audi».

«За последние три месяца стоки легковых автомобилей сократились более чем на 100 000 единиц, общий сток сейчас порядка 375 000–400 000», — оценивает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Октябрьский рекорд

По данным агентства «Автостат», в октябре 2025 года в России было продано 165 700 новых легковых машин — это рекордный показатель за последние 12 месяцев. Авторынок вырос на 35% по сравнению с сентябрем и совсем немного не дотянул до уровня октября прошлого года, когда продано было 171 200 штук.

Выстрелил отложенный спрос, накапливавшийся весь год, говорит Сергей Целиков. «Спусковым крючком» стал новый утильсбор, вступающий в силу с 1 декабря, и рынок полетел вверх», — считает эксперт. Новые правила расчета утильсбора на легковые автомобили должны были вступить в силу 1 ноября. Но после многочисленных жалоб граждан, уже заказавших и оплативших автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л. с., Минпромторг перенес введение меры на 1 декабря. 

 

Кроме того, по мнению Целикова, на рост продаж повлияли и цены на автомобили, которые пошли вверх. Видя повышенный спрос, дилеры стали давать меньше скидок, а некоторые их отменили совсем. «Люди, приходя в салоны, видят цены и думают, что лучше купить машину сегодня, потому что завтра цены ниже не будут», — отмечает эксперт. 

 «Поддержка продаж со стороны импортеров сократилась: многие бренды уменьшили трейд-ин бонусы, прямые скидки и программы стимулирования при оформлении кредита», — подтверждает Петров из «Авилон». 

К тому же снизилась ключевая ставка Центробанка, напоминает Целиков из «Автостата», а следом заметно уменьшились ставки по банковским вкладам. «Они уже не приносят той доходности, которой многие наслаждались в первой половине года. Автомобиль сейчас, когда ставки по вкладам снизились до 13–14%, не худшее вложение», — рассуждает он.

 

Среди покупателей в октябре было много тех, кто переводил деньги из вкладов в автомобили, подтверждает Мигаль из FRESH. И рынок сильно подогрели разговоры о повышении утилизационного сбора для частников — их восприняли как новость о том, что «скоро подорожает все». «Это не лишено оснований, все каналы поступлений автомобилей связаны между собой», — говорит Мигаль. 

А дальше — спад

Октябрьская волна спроса была самой мощной. А за первые три недели ноября, по данным «Автостата», в России было продано 86 300 новых легковых автомобилей. По мнению аналитиков агентства, показатели ноября вряд ли побьют рекорд октября, зато вполне могут сравниться с сентябрем, когда было продано 122 700 штук.

«С начала ноября продажи новых авто ниже октябрьских примерно на 10–15%», — говорит Илья Петров из «Авилон».

С оценкой «Автостат» согласен и Андрей Терлюкевич. «По итогам ноября рынок ждет падение на 10–15% к показателям октября — 130 000–140 000 автомобилей, но дальше будет хуже. В декабре рынок упадет еще на 20% — до 90 000–100 000 штук», — считает он.

Зато растут цены. По оценке «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам октября 2025 года составила 3,43 млн рублей, это стало рекордом за всю историю наблюдения за рынком. По отношению к сентябрю средневзвешенная цена выросла на 2,2%, год к году рост составил 8%. Эксперты агентства отмечают, что в сравнении с 2021 годом рост средней стоимости автомобиля превысил 60%, а за последние пять лет и вовсе оказался двукратным.

 

«Машины уже подорожали даже у тех марок, которые не меняли прайс-листы. Ситуация с затовариванием была выгодна покупателям — она позволяла покупать машины по цене ниже рекомендованной производителем, но в ноябре, по мере оптимизации складских остатков, маневр для торга уменьшился», — говорит Денис Мигаль. А цены, считает он, продолжат рост. «С нового года до 22% увеличится НДС, и мы не знаем, каким будет курс рубля по отношению к доллару. Сейчас он около 80 рублей, а год назад, в ноябре 2024 года, достигал отметки 110 рублей. Такая математика способна изменить всю картину», — рассуждает Мигаль.

Николай Иванов из «Рольф» напоминает, что с 1 января 2026 года изменится экспортная политика Китая и для вывоза автомобиля нужно будет получить разрешение завода. «Для этого необходимо подтвердить наличие сервисных мощностей и центров обслуживания этих автомобилей. Либо автомобиль должен к моменту вывоза стоять на учете не менее 180 дней. По неподтвержденным данным, ряд заводов уже такое разрешение получил, а кто-то находится в процессе. Но уже можно утверждать, что в первом полугодии 2026 года возникнет дефицит, что неминуемо приведет к еще большему росту цен», — предупреждает Иванов.