К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Литиевая лихорадка: когда в России начнется промышленная добыча металла

Пакет с порошком карбоната лития на горнодобывающем предприятии в Чили (Фото Lucas Aguayo Araos / Anadolu Agency via Getty Images)
Пакет с порошком карбоната лития на горнодобывающем предприятии в Чили (Фото Lucas Aguayo Araos / Anadolu Agency via Getty Images)
Цены на литий в мире растут на ожиданиях увеличения спроса на аккумуляторы, в которых этот металл в основном и используют. Россия литий не производит, а завозит, причем в небольшом объеме — порядка 1000 т. Но президент Владимир Путин еще в феврале посетовал, что начать производство самого легкого металла могли бы еще лет 10-15 назад. Глава Роснедр рапортовал, что месторождений в стране хватает и промышленное количество сырья может быть получено уже в следующем, 2026 году, а к 2030-му Минприроды собирается выйти на объемы в 28 000 т в год. Когда же на самом деле в России начнут добывать литий, разбирался Forbes

3 декабря цена фьючерсов на карбонат лития на китайской бирже Гуанчжоу достигла наивысшего показателя за почти полтора года — $13 356 (93 350 юаней) за тонну. Торги фьючерсами на гидроксид лития на Лондонской бирже металлов (LME) 2 декабря закрылись по цене $10 420 за тонну, поднявшись за месяц на 6,4%.

Росту цен способствовали недавние заявления руководителей двух крупнейших китайских производителей литиевой продукции. Председатель правления Ganfeng Lithium Group Ли Лянбинь сказал, что уже в следующем году спрос на литий по сравнению с 2025 годом может вырасти на 30% — почти до 700 000 т в пересчете на чистый металл. Причина — увеличение производства транспорта с аккумуляторными двигателями, от электросамокатов до тяжелых грузовиков. Прогноз главы Tianqi Lithium Corporation Цзяна Аньци еще более смелый. По его словам, спрос на литий в 2026 году может достичь почти 900 000 т в пересчете на чистый металл.

Геологическая служба США (USGS) оценивала в 2024 году мировое потребление лития в 220 000 т, отмечая рост на 29% по сравнению с 2023-м. Оценки мирового энергетического агентства (МЭА) ниже — всего 205 000 т. Но к 2030 году МЭА допускает увеличение потребления до 440 000 т. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

По оценкам аналитиков Citi, которые приводит Bloomberg, в 2026 году спрос на аккумуляторы вырастет на 31% в годовом исчислении. Потребность в электротранспорте увеличится на 26%, а в системах накопления энергии (ESS — Energy Storage Systems) — на 45%. ESS — гигантские аккумуляторы, позволяющие накапливать электричество. Они используются на солнечных и ветряных электростанциях, подавая накопленную энергию в сети в пасмурную и безветренную погоду. 

«Большая разница в оценках потребности в литии и его выпуске объясняется тем, что эксперты ориентируются на особенности добычи лития, бизнес-эффективность производства и реальные его объемы в своей конкретной стране», — объясняет эксперт журнала «Редкие земли» Валерий Ларин.

 

Из-за «активной разведки источников лития в мире» USGS  повысила оценку общих прогнозных ресурсов на 2024 год на 26,4%: с 91 млн т чистого металла, разведанных в 2023 году, до 115 млн т. Крупнейшие запасы в прошлом году, по подсчетам службы, были в Боливии и Аргентине (по 23 млн т), Чили (11 млн т), Австралии (8,9 млн т) и Китае (6,8 млн т). Прогнозные объемы в России, согласно USGS, составили 1 млн т. По оценке российского Министерства природных ресурсов и экологии, запасы лития в России больше: в разведданных рудных месторождениях запасы оксида лития оцениваются в 3,5 млн т или около 1,6 млн т в пересчете на чистый металл.

Мировая добыча первичного лития, по данным USGS, в 2024 году составила около 240 000 т, увеличившись за год на 18%. Больше всего лития добывалось в Австралии — 88 000 т, Чили — 49 000 т, Китае — 41 000 т, Зимбабве — 22 000 т и Аргентине — 18 000 т. USGS не приводит данные по добыче в США, а также по вторичному производству из переработанных аккумуляторов.

Баланс производства и потребления лития, а также его цена — тема спекулятивная, считает председатель Ассоциации редких и редкоземельных металлов (Ассоциации РМ и РЗМ) России Руслан Димухамедов. «Цены на литий, как на «новую нефть XXI века», будут зависеть от ожиданий рынка по балансу спроса и предложения», — говорит он. И напоминает, что в 2022 году цена на литий подскочила почти в семь раз к предыдущему году — до $81 000 за тонну, пока перепроизводство не привело к падению. «Рынок ждет, не повторится ли такое же ралли», — говорит Димухамедов.

 

По его словам, чтобы цена на литий выросла кратно, необходимо совпадение нескольких факторов. В первую очередь, строительство большого количества новых гигафабрик (эти предприятия производят продукцию, измеряемую в гигаватт-часах (ГВт⋅ч), причем выпускающих не только аккумуляторные ячейки, но и компоненты для них — катоды, аноды, электролиты. Также необходимо, чтобы рынок потреблял много электромобилей, что вряд ли возможно, учитывая отказ большинства стран от субсидий на их выпуск, сомневается Димухамедов. И, наконец, необходимо, чтобы предложение лития росло не так быстро, как спрос на него. «Опыт в освоении литиевых рудников позволяет мировым игрокам наращивать предложение достаточно быстро, но нельзя забывать и про альтернативу — натриевые аккумуляторы, которые хотя и хуже по характеристикам, чем литиевые, но все же формируют ценовое давление, и литий за любые деньги уже не нужен», — предостерегает Димухамедов.

Третий элемент в России

В России литий практически не производится. Он добывается в небольшом объеме, около 27 т в год, в качестве побочного продукта на Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении. Оно принадлежит компании «Мариинский прииск», входящей в систему «Ростеха». Компания на запрос Forbes не ответила.

Таможенная статистика в России закрыта с 2022 года. По последним открытым данным, в 2021 году в страну импортировалось примерно 3000 т в пересчете на чистый литий, большая часть перерабатывалась и вывозилась в виде других соединений. В 2023 году «Росатом» оценивал внутренние потребности страны в литии в 400–700 т в год. Независимый аналитик Леонид Хазанов говорит, что сейчас в России потребление лития находится на уровне 1000-1500 т в год в пересчете на чистый металл. Из этого объема меньше половины расходуется на производство аккумуляторов, остальное — на выпуск различных смазок, специальной керамики и стекол, говорит он. Сырье поступает из Латинской Америки и Китая.

В феврале 2025 года президент Владимир Путин, выступая на «Форуме будущих технологий», посетовал, что Россия до сих пор не добывает литий, хотя у нее есть для этого все возможности и производство могло начаться еще 10-15 лет назад. А 1 ноября он дал правительству месяц на утверждение «дорожной карты» по долгосрочному развитию добычи и производства редких и редкоземельных металлов.

По планам Минприроды, страна должна к 2030 году производить не менее 60 000 т карбоната лития в год (порядка 28 000 т в пересчете на чистый металл).

 

Сейчас определены четыре перспективных проекта по добыче лития. Колмозерское месторождение в Мурманской области осваивает компания «Полярный литий», СП «Норникеля» и «Ростеха». Компания планирует не только добывать сырье, но и заняться его глубокой переработкой. Представитель «Полярного лития» рассказал Forbes, что предприятие намерено начать добычу руды на месторождении в 2028 году, а завершить строительство горно-обогатительного комбината и вывести его на проектную мощность к 2031 году. Это крупнейшее в России месторождение литиевых руд, на него приходится 18,9% всех отечественных запасов. Предполагается, что оно может выдавать до 45 000 т карбоната и гидроксида лития в год. 

На Полмостундровском месторождении, также расположенном в Мурманской области, металл собирается добывать «Арктический литий» — СП расположенного в Тульской области предприятия «Халмек» и Красноярского химико-металлургического завода (КХМЗ) при участии Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Федоровского и «Гиредмета». «Арктический литий» планировал добыть до 2027 года 1 млн т руды, содержащей 12 000 т оксида лития. Компания на запрос Forbes не ответила.

Лицензию на разведку и добычу лития на Тастыгском месторождении в Республике Тыва получила входящая в «Ростех» компания «Эльбрусметалл-литий». Месторождение богатое: около 596 000 т оксида лития. Компания получила двадцатилетнюю лицензию на разработку в октябре 2023 года. Там планируется добывать до 2 млн т руды в год, из которой будут производить концентраты для последующего извлечения лития, ниобия, тантала и олова.

«Эльбрусметалл-литий» строит дорогу до месторождения и проводит его дополнительное геологическое изучение. Согласно плану, в 2027 году должно завершиться возведение горно-обогатительного комбината, а в начале 2028 года планируется получить первую продукцию и начать вывоз сырья для дальнейшей переработки. На первом этапе литий предполагается перерабатывать на «Новосибирском заводе химконцентратов», позже «Ростех» собирается построить собственный завод по производству гидрокарбоната лития, что позволит покрыть до половины внутреннего спроса страны к 2030 году. «Освоение месторождения идет согласно плану, все сроки работ выдерживаются», — сообщили Forbes в пресс-службе «Ростеха», но сроки не уточнили. 

 

В феврале 2022 года «Газпром» и Иркутская нефтяная компания (ИНК) подписали с Минпромторгом трехсторонний план мероприятий по добыче лития из рассолов, минерализованных подземных вод, на Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области.  В Южной Америке рассолы выкачиваются на поверхность, а затем под солнцем в гигантских бассейнах из них выпариваются соли лития. Но эта технология для Иркутской области не подходит из-за нехватки солнца и тепла. «ИНК и «Газпром» сейчас обкатывают другую технологию на полевых опытно-промышленных установках, подбирают оптимальные вещества-сорбенты для извлечения лития и шлифуют технологические режимы», — говорит Димухамедов. Добыча лития из вод нефтяных месторождений представляет большой интерес, отмечает эксперт «Редких земель» Ларин. Но литий в них присутствует в небольших количествах, так что этот вид добычи будет сопровождаться значительными издержками, которые еще предстоит оценить, добавляет он.

«Газпром» и ИНК не ответили на запрос Forbes о комментарии. 

Тяжелая добыча легкого металла

Все российские инициативы находятся в более или менее активной проработке, говорит Димухамедов. Первые три проекта по добыче лития из руды, по его словам, сейчас на стадии завершения геологоразведки. «Впереди самые сложные стадии проектирования и строительства», — говорит он. Как правило, требуется строительство сразу двух объектов: горно-обогатительных комбинатов для добычи и обогащения руды, и химико-металлургических заводов для получения карбоната и гидроксида лития. Потому сроки запуска относят ближе к 2030-2031 годам, поясняет эксперт. 

На четвертом проекте, где литий намерены добывать из рассолов, опытно-промышленные партии металла могут быть получены уже в 2026-2027 годах, но и тут впереди стадии проектирования и строительства полномасштабных производств, говорит Димухамедов. 

 

Время запуска всех литиевых проектов будет зависеть от скорости отработки технологий, выстраивания цепочек поставок и ожидаемого спроса, в частности, от запуска гигафабрик, говорит независимый аналитик Леонид Хазанов. «Не исключено, что добыча литиевого сырья стартует ближе к 2030 году», — говорит он.

Начало опытно-промышленной эксплуатации первой в России гигафабрики литий-ионных аккумуляторных батарей в Калининградской области, которую строит «Росатом», запланировано на 15 декабря 2025 года. Мощность предприятия на первом этапе составит 4 ГВт⋅ч в год, что эквивалентно обеспечению 50 000 электромобилей. Вывод продукции на рынок запланирован на 2026 год. Батареи, произведенные фабрикой, будут использоваться в электромобилях, электротранспорте, спецтехнике, а также в энергосистеме для балансировки нагрузок и обеспечения бесперебойного питания. Вторую гигафабрику аналогичной мощности «Росатом» планирует открыть в 2026 году в Новой Москве. Произведенные там аккумуляторы сначала будут устанавливать в электробусы и электромобили «Москвич», а затем — ​на трамваи, речной транспорт и самокаты и велосипеды. 

В одном электромобиле содержится 10 кг лития. «Исходя из мощности двух строящихся предприятий, можно ожидать увеличения спроса примерно на 1000 т в год», — считает Хазанов. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+