Ряд крупнейших ретейлеров вслед за банками призвали к ограничениям для маркетплейсов
Ряд крупнейших ретейлеров, в том числе DNS, «М.Видео-Эльдорадо» и «Детский мир», обратились к Мишустину с предложением ввести ограничения для маркетплейсов. В письме от 3 декабря (есть у Forbes) они призвали, среди прочего, установить предельный объем средств, которые доминирующие маркетплейсы могут использовать для снижения цен за свой счет. Кроме того, по мнению авторов письма, необходимо ограничить «навязывание маркетплейсами собственных финансовых сервисов и способов оплаты». Таким образом, авторы письма по сути поддержали крупнейшие банки в их споре с маркетплейсами
Ряд крупнейших ретейлеров, в том числе DNS, «М.Видео-Эльдорадо» и «Детский мир», обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением ввести ограничения для маркетплейсов для обеспечения честной конкуренции в сфере торговли. В письме от 3 декабря (есть у Forbes) они призвали, среди прочего, установить предельный объем средств, которые доминирующие маркетплейсы могут использовать для снижения цен за свой счет.
Авторы письма заявили, что хотят обратить внимание правительства на «чрезвычайно опасный для экономики механизм, который активно используются доминирующими маркетплейсами (ВБ и Озон) в целях недобросовестной конкуренции — механизм ценообразования, когда маркетплейсы снижают в одностороннем порядке итоговые цены на товары продавцов, финансируя эту активность за счет роста комиссий, тарифов, штрафов и дополнительных услуг».
Фундаментом активного влияния маркетплейсов на ценообразование продавцов являются различия в режимах налогообложения между отдельными каналами торговли, сказано в документе. Значительная часть товаров на маркетплейсах реализуется продавцами, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), что «объективно формирует иную базу расчетов по сравнению с классическими форматами торговли», отметили авторы письма. Это, в свою очередь, «приводит к возникновению ценовой разницы, обусловленной не рыночной конкуренцией, а регуляторной асимметрией», сказано в документе.
Согласно документу, «агрессивное стремление» крупнейших маркетплейсов к ценовому демпингу приводит к негативным последствиям, в том числе к «устранению конкуренции не только на рынке розничной торговли, но и на рынке банковских услуг путем навязывания потребителям и продавцам услуг аффилированных с маркетплейсами банков». «Считаем важным сформулировать сбалансированный подход к регулированию скидочных политик в сфере электронной торговли, который ограничит злоупотребления данным инструментом», — отметили авторы обращения.
Они попросили Мишустина поручить правительству проработать ряд законодательных мер: во-первых, по ограничению ценового демпинга со стороны доминирующих маркетплейсов (путем установления предельного объема средств, которые те могут использовать для снижения цен за свой счет); во-вторых, по ограничению навязывания маркетплейсами собственных финансовых сервисов и способов оплаты (путем установления требований к разделению торгового и финансового контуров платформ); в-третьих, по обеспечению равных условий конкуренции в трансграничной электронной торговле (путем ускорения принятия закона об уплате НДС при ввозе в Россию товаров электронной торговли, приобретенных физлицами посредством электронных торговых площадок, с января 2026 года, и направления в ЕЭК предложения об обнулении порога беспошлинного ввоза товаров для физлиц).
По утверждению ретейлеров, «избыточные скидочные механики, финансируемые кросс-субсидированием, уже привели к потерям рынка и бюджета свыше 1,5 трлн». «Просим Вас также дать отдельное поручение правительству Российской Федерации по выработке законодательных мер, направленных на постепенную отмену применения УСН в розничной торговле», — подчеркивается в документе. Предлагаемые меры позволят увеличить поступления в госбюджет и создадут прозрачную правовую основу для конкуренции, уверены авторы письма. Подписантами стали топ-менеджеры «Всеинструменты.ру», DNS, «Детского мира», Hoff, «Лемана ПРО», «М.Видео-Эльдорадо», «Леонардо» и Inventive Retail Group (IRG, развивает в России такие сети, как Restore: и Samsung).
Таким образом, авторы письма заняли сторону крупнейших банков, выступающих против скидок на маркетплейсах при оплате картами принадлежащих им банков. Основательница Wildberries Татьяна Ким на этом фоне обвиняла банки в попытке цинично уничтожить конкурентов, а в Ozon объясняли, что скидки при оплате товаров определенной банковской картой — это программа лояльности, в которую инвестирует банк. По оценкам экспертов, в случае принятия запрета скидок цены для потребителей вырастут на 15–20%, говорили в Wildberries & Russ. Финансовый директор Ozon Игорь Герасимов в интервью RTVI допускал, что цены на маркетплейсах могут вырасти на 30%, если площадкам запретят скидки.
