К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мишустин поручил создать систему проверки происхождения товаров для маркетплейсов


Мишустин поручил разработать систему отслеживания происхождения товаров для маркетплейсов. На первом этапе будет создана дорожная карта с мерами по защите от продажи на цифровых площадках контрафакта. Предполагается также запустить пилотный проект по использованию платформ для предоставления в таможенные органы документации на товары, необходимой для импортеров

Премьер Михаил Мишустин дал ряд поручений по отслеживанию происхождения товаров на базе маркетплейсов и упрощению таможенных процедур для импорта. Они были даны по итогам форума «Цифровые решения», который проходил в Москве с 12 по 15 ноября, сообщили в пресс-службе правительства. В частности, поручения предусматривают создание на базе маркетплейсов верифицированной цепочки поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров для гарантии их подлинности и запуск пилотного проекта по использованию цифровых платформ для предоставления в таможенные органы документации на товары, которая необходима для импортеров.

Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика», АО «Российский экспортный центр» должны будут разработать «дорожную карту» содействия развитию экспорта отечественных товаров и упрощению таможенных процедур при ввозе импортной продукции с использованием цифровых платформ. В ней также отразят мероприятия, направленные на защиту от продажи контрафактной продукции, сообщили в пресс-службе кабмина. 

Предполагается создание на базе маркетплейсов верифицированную цепочку поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров для гарантии их подлинности. О результатах работы над картой планируется доложить в правительство до 31 марта. В тот же срок Минфин, Минэкономразвития, Минтранс, Минцифры и ФТС подготовят предложения об организации пилотного проекта по использованию цифровых платформ для предоставления в таможенные органы документации на товары, которая необходима для импортеров. 

 

Ожидается, что это упростит для бизнеса порядок таможенного оформления, аккумулирует его на базе цифровых платформ, говорится в сообщении пресс-службы правительства. Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян рассказал «Ведомостям», что поручения инициировали сами маркетплейсы. Представитель Wildberries заявил о поддержке инициативы компанией. Wildberries принимает участие в ее разработке, рассказал он газете.

Представитель площадки добавил, что компания уже видит, насколько товары отечественных производителей актуальны в странах присутствия. «Ведомости» направили запросы в органы власти, которые ответствены за разработку, а также в «Яндекс Маркет» и Ozon. Представитель Минцифры заявил изданию, что при поступлении поручения министерство проработает его совместно с коллегами из заинтересованных ведомств.

 

Новая инициатива призвана создать более прозрачную «цифровую историю» товара, интегрируя данные от различных ведомств, считает первый вице-президент ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов. Он напомнил, что закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики» вступит в силу с октября 2026 года — он возлагает на маркетплейсы обязанность проверять регистрацию товаров в системе «Честный знак» и вводит более строгие требования к прозрачности операций, защите данных и ответственности за качество товаров и услуг. Появится обязательная идентификация продавцов через ЕСИА или госреестры, потребуется уведомление продавцов о введении в их отношении санкций за три дня и добровольное согласие на скидки, возникнет система досудебного разрешения споров.

По словам сооснователя сервиса аналитики маркетплейсов MarketGuru Максима Гральника, мера позволит обеспечить прозрачность трансграничного товарооборота. Она исключит возможность нечестной конкуренции за счет ввоза товаров без документов, добавил он. За первые девять месяцев 2025 года государственная система цифровой маркировки зафиксировала свыше 50 млн нарушений при продаже товаров на маркетплейсах, это на 30% меньше, чем годом ранее, сообщил Хамзатов. 

Директор департамента «Оптовая и розничная торговля» «Рексофта» Роман Соколов рассказал, что в отдельных товарных категориях на маркетплейсах, таких как одежда, обувь, электроника и детские товары, доля нелегальной продукции, по заявлениям правообладателей и отраслевых ассоциаций, в последние годы достигала 30–50%. По словам Хамзатова, площадки внедряют сложные системы контроля, включая алгоритмы машинного обучения для выявления подозрительных цен, контрольные закупки и строгую верификацию продавцов. 

 

Благодаря ФАС на маркетплейсах было заблокировано более 9,6 млн карточек товаров по жалобам правообладателей, рассказал Хамзатов. В 2024 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок e-commerce вырос почти до  9 трлн рублей (плюс 41,2% к уровню 2023 года). В 2025 году он может превысить 12 трлн рублей, ожидает АКИТ.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+