Легкий самолет «Байкал» совершил первый полет с российским двигателем и винтом
Легкий многоцелевой самолет «Байкал» совершил первый полет с российским двигателем и винтом. Сертификация двигателя ВК-800 и воздушного винта АВ-901 намечена на первый квартал 2026 года, а получение сертификата типа на весь самолет — до конца того же года
Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» совершил первый полет с российским двигателем и винтом, сообщила пресс-служба Минпромторга в Telegram-канале. «На аэродроме Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) начались летные испытания нового отечественного двигателя ВК-800 и воздушного винта АВ-901 в составе самолета «Байкал», — говорится в пресс-релизе.
Министерство разместило кадры полета самолета. И позднее сообщило, что испытания прошли успешно: во время полета самолет достигал скорости 210 км/ч и высоты 400 м.
Летчики-испытатели подтвердили, что полет прошел штатно, без замечаний. Они отметили, что машина вела себя стабильно, управлялась хорошо, двигатель функционировал корректно, подтвердив надежность основных и резервных систем.
В Минпромторге отметили, что силовую установку ВК-800 разработал УЗГА. Двигатели в этой нише в России пока серийно не производятся. Они призваны заместить недоступные сейчас импортные аналоги и позволить реализовать проекты легкомоторных самолетов, особенно востребованных в труднодоступных районах страны с суровыми климатическими условиями.
Сертификация двигателя ВК-800 и воздушного винта АВ-901 намечена на первый квартал 2026 года, а получение сертификата типа на весь самолет — до конца того же года, сообщала ранее Росавиация со ссылкой на директора по качеству и сертификации УЗГА Андрея Дорофеева.
Самолет ЛМС-901 «Байкал» рассчитан на перевозку девяти пассажиров или до 2 т груза. Оснащен одним турбовинтовым двигателем, имеет дальность полета до 3000 км при крейсерской скорости до 210 км/ч и может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. «Байкалы» призваны заменить «кукурузники» Ан-2, первый полет которых состоялся в августе 1947 года.
Тендер Минпромторга на разработку «Байкала» в 2019 году выиграла структура УЗГА — ООО «Байкал Инжиниринг». Первые три опытных образца самолета были оснащены двигателями General Electric H80-100 и винтами Hartzell Propeller. Запуск серийного производства «Байкала» планировался на 2024 год. Но в 2022 году американские партнеры вышли из проекта. И было решено провести ремоторизацию ВС на агрегаты российской разработки.
В сентябре 2024 года президент России Владимир Путин поручил ускорить запуск производства «Байкала». Но в феврале 2025-го «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил о «драматических ошибках», допущенных при проектировании самолета. На их устранение уйдет до пяти лет, проект может быть заморожен или передан на исполнение S7 Group, отметили собеседники издания.
В мае 2025 года вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев заявил, что работы по разработке «Байкала» зашли в тупик, его производства не ожидается и выходить из ситуации придется ремоторизацией Ан-2. Сразу после этого пресс-служба Минпромторга сообщила, что работа над созданием ЛМС-901 «Байкал» продолжается. В министерстве напомнили, что в апреле 2025 года был заключен госконтракт на ремоторизацию «Байкала» с российскими двигателем и винтом общей стоимостью почти 12 млрд рублей.
Тогда же гендиректор УЗГА Леонид Лузгин сообщил «Ведомостям», что партию из первых пяти самолетов планируется передать в конце 2026 года, а еще пять — в 2027 году. Стоимость серийного «Байкала» составит от 220 млн до 340 млн рублей, отмечал он. Премьер-министр Михаил Мишустин 15 июля пообещал, что «Байкал» выйдет в серийное производство не позднее декабря 2026 года.
