К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ведомости»: бонусные баллы селлеров на маркетплейсах начали облагаться налогом


Бонусные баллы селлеров на маркетплейсах начали облагаться налогом — продавцам доначисляют налоги на баллы по итогам 2025 года, пишут «Ведомости». В Союзе электронной торговли отметили, что речь идет о бонусах за скидки, которые фактически не выплачивались селлерам, а списывались за счет комиссии. Ситуацию усложняет отсутствие единообразного подхода и понятной методики отражения бонусных схем в налоговом учете, что может привести к завышению базы и техническим перекосам на ЕНС, считают в организации

Бонусные баллы селлеров на маркетплейсах начали облагаться налогом, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные налоговых консультантов, Союза электронной торговли (СЭТ) и документы по спору одного из продавцов с налоговой инспекцией. Источники газеты пояснили, что речь идет о бонусах, которые селлеры получают от онлайн-платформ за участие в программах скидок. 

В СЭТ уточнили, что продавцы маркетплейсов стали обращаться к ним по поводу доначислений и расхождений в налоговой отчетности, когда к доходу потенциально приравниваются баллы за скидки, которые не выплачивались напрямую селлерам, а списывались в счет комиссий онлайн-площадки. Глава организации Георгий Багирян отметил, что ключевая проблема вопроса — отсутствие единообразного подхода и понятной методики отражения бонусных схем маркетплейсов в налоговом учете, что может приводить к завышению базы и техническим перекосам на ЕНС. 

По данным собеседников «Ведомостей», претензии налоговых органов в основном затронули продавцов маркетплейса Ozon. Глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов Евгения Мемрук уточнила, что до 2023 года площадка компенсировала селлерам разницу между обычной стоимостью продукции и ценой по акции рублями, которые поступали на расчетный счет продавца. Эту сумму селлеры включали в свой доход. Однако теперь разница компенсируется баллами по схеме 1 балл — 1 рубль, а бонусы, в свою очередь, автоматически списываются в счет оплаты услуг маркетплейса, к которым относятся комиссии, логистика и продвижение. 

 

Издание напомнило, что селлеры участвуют в программе скидок добровольно. В ее рамках продавец дает платформе поручение снижать стоимость товаров от своего имени и за свой счет, за каждый рубль скидки маркетплейс начисляет 1 балл. Бонусы же списываются в счет оплаты услуг онлайн-площадки в автоматическом режиме, вывести их с площадки в денежном эквиваленте можно только в случае образования остатка. На сайте Ozon указано, что декларированию подлежат только доходы от реализации продукции с учетом скидки и премия за использование расчетов баллами, «если баллов будет больше, чем сумма за услуги к удержанию». Представитель маркетплейса в ответе на запрос газеты указал, что вопросы расчета налоговой базы находятся в компетенции Федеральной налоговой службы (ФНС), а платформа предоставляет отчеты для самостоятельного обращения продавцов в налоговый орган. «Ведомости» направили запрос представителю ФНС.

Газета также отметила, что расхождения по доходам после проверки налоговых органов достигают миллионов рублей: так, в одном из требований об уточнении данных налоговой декларации за 2024 год инспекция написала, что доход, указанный продавцом из Ростовской области, был занижен на 544 000 рублей, в другом случае по итогам камеральной проверки расхождение составило 2,5 млн рублей, доначисление с учетом штрафа — 150 000 рублей. Второй продавец обжаловал решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение в Управлении налоговой службы по городу Москве, указав, что баллы не могут быть признаны доходом на упрощенной системе налогообложения (УСН) без их перевода в денежные средства и поступления на счет, добавили «Ведомости». 

 

Управление не поддержало позицию селлера и отказало в требованиях, следует из решения по жалобе. Налоговый орган указал, что баллы равны размеру скидки в рублевом эквиваленте, то есть «полностью покрывают разницу в цене товара в виде скидки» и подлежат перечислению продавцу для последующей оплаты услуг онлайн-платформы. В связи с этим они должны включаться в налоговую базу по УСН, говорится в решении органа. 

По мнению Мемрук, позиция инспекций спорна с точки зрения налогового законодательства: согласно статье 41 Налогового кодекса, доход — это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, а по УСН, где применяется кассовый метод, доходом признается фактическое поступление денег или возникновение права распоряжаться ими. Бонусные баллы не отвечают этим критериям, а приравнивание их к деньгам носит исключительно информационный характер, так как отражает участие в программе лояльности, а не денежные средства, то есть сокращение расходов, а не дополнительный доход, считает глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов.

Такой же позиции придерживается гендиректор национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. Он отметил, что продавцы маркетплейсов могут оспорить доначисления, однако им придется доказывать в суде, что баллы не увеличивают экономический потенциал компании, а снижают конкретные издержки и неликвидны, так как не могут быть вложены или использованы иным образом. 

 

Другие эксперты не согласны с такой позицией. По мнению руководителя направления финансово-экономических экспертиз «Альфапро» Людмилы Хапугиной, баллы, начисляемые онлайн-платформами, возмещают скидки и должны быть включены в налогооблагаемый доход, когда маркетплейс использует их для взаимозачета своих услуг. Мемрук отметила, что сами онлайн-площадки не учитывают списанные суммы в своих доходах — маркетплейс отражает выручку за услуги уже за вычетом баллов и не платит с этой разницы налог. «Возникает парадокс: с одной и той же суммы маркетплейс налог не платит, продавец денег не получил, но налог требуют именно с него», — подчеркнула она.

Эксперт добавила, что судебная практика подтверждает не денежную природу баллов. Так, суды неоднократно указывали, что они «не являются денежными средствами, средствами платежа или каким-либо видом валюты» и «не имеют денежного эквивалента».

27 января «Бизнес ФМ» сообщил, что в России может появиться новый налог для маркетплейсов — НДС на импорт крупных партий непродовольственных товаров. В Минпромторге заявили, что такой налог сделает невыгодными схемы ввоза продукции из-за границы, при которых сейчас не уплачиваются налоги и которыми пользуются «недобросовестные субъекты» бизнеса для незаконной конкуренции с российскими производителями.