К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Мария Лемешева: «В кино нужны новые репертуарные решения»

Мария Лемешева, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер»
Мария Лемешева, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер»
Новые экономические санкции ударили по отечественной индустрии развлечений, в том числе и по кино. Основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева размышляет о том, с чем неминуемо столкнется кинематограф, какие меры правительства могут помочь, чтобы на съемочных площадках продолжала звучать команда «Мотор!» и кинозалы не покрывались пылью и не уступали место мебельным салонам, как уже случалось в прошлом.

— Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее положение в российской киноиндустрии?

— Все на паузе. Кинотеатральные сети переживают шок от того, что с рынка ушли все мейджоры. А это означает, что ежемесячно, пока импорт голливудской кинопродукции заморожен, они будут недополучать миллиарды рублей. У отечественных студий, которые планировали будущие проекты, другая напасть — пересчитывают сметы: из них нужно исключить статью потенциальных доходов от проката на большей части зарубежных рынков. Иностранные стриминги рвут связи с нашим рынком, на который они так долго выходили, а их российские конкуренты начали получать первые уведомления о разрыве контрактов о предоставлении эксклюзивных прав. Словом, если ситуацию описывать в общих чертах, картина печальная.

— А если конкретизировать — например, какие самые серьезные вызовы стоят перед отраслью, какие проблемы надо решать как можно скорее?

— Киноиндустрия с точки зрения экономики у нас в стране — отрасль особенная. Большая часть нуждается в постоянной государственной финансовой поддержке. Это факт. Без дотаций ей не выжить. Отсутствие успешных западных блокбастеров в прокате, безусловно, скажется на кинотеатрах и кинопроизводстве. Эти релизы в свое время вырастили все российские кинопрокатные сети. В 1990-х никакой стабильности в выпуске фильмов не было вовсе. Лишь когда заграничные сети пришли на наш рынок, «под них» подстроились кинотеатры, оснащенные современной техникой. В этих же залах постепенно начали появляться и первые отечественные блокбастеры. Соответственно, теперь, с уходом из кинозалов той аудитории, которая привыкла к американскому кино, велик шанс, что многие отвернутся и от российского. Сборов могут лишиться и наши фильмы. Под ударом — вся индустрия, а не только кинотеатральные сети.

— Что помогло бы сейчас киноиндустрии из уже отработанных прежде защитных механизмов?

— С чем-то похожим, но не столь глобальным, конечно, кинотеатры сталкивались и в 2014 году, когда грянул экономический кризис. Тогда случилось несколько важных изменений в устройстве кинобизнеса, оперативно откликнулось государство. Во-первых, появилось сразу четыре новых экспертных совета в Министерстве культуры, которые лучше и точнее стали оценивать сценарные заявки и распределять бюджеты по своим направлениям — это детское кино, дебютное, авторское и многосерийное. Во-вторых, резко активизировалось сотрудничество с Китаем — там своя, уникальным образом организованная индустрия, совершенно не похожая на Голливуд. Сейчас у китайских коллег, у этого грандиозного в плане сборов и сверхпроизводительного национального кинематографа, можно многое перенять. В-третьих, стал быстрее развиваться «Мосфильм» — как многофункциональный культурный центр, не только как киностудия.

— Как можно поддержать кинотеатры? Все же основной удар пришелся именно по ним.

— Сейчас в связи с санкциями кинотеатральные сети уже попросили о дотациях, аналогичных тем, что они получили в начале эпидемии COVID-19. Но этого мало — нужны новые репертуарные решения. И поиск таковых мы уже видим. На замену голливудским фильмам сейчас приходят успешные в прошлом отечественные картины. 

Студия Сергея Сельянова «СТВ» выпустит в марте дилогию «Брат» и анонсирует аналогичные повторные показы других работ Алексея Балабанова: «Жмурки», «Про уродов и людей», «Морфий», «Мне не больно», «Кочегар» и «Я тоже хочу». Из недавнего: в прокате снова народный хит и лауреат «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» — «Еще по одной» Томаса Винтерберга с Мадсом Миккельсеном. 

Повторного проката в последние годы становилось все больше. Появились отдельные компании, которые этим занимаются, — например, «Иноекино». Права на старое кино купили и другие игроки. Это, кстати, свидетельство того, что зрители по-прежнему хотят смотреть картины на широком экране, а не дома, чтобы просмотр продолжал оставаться событием, праздником. Да и в кинозале технические условия лучше. В релизном расписании по-прежнему осталось и авторское кино. Оно, конечно, не вернет всех зрителей в залы, но кинотеатры хотя бы не будут пустовать. 

Есть шанс, что якутское кино, которое набирает обороты в последние годы, займет большую долю среди отечественных релизов и люди станут им интересоваться, а вслед за ним подтянутся и другие региональные «голливуды». В этом им помогут законы о рибейтах, которые последние пару лет активно принимают в разных регионах — Калининградской, Ульяновской и Ленинградской областях, на Кубани. Киноиндустрия там создает рабочие места, а в обмен на это продюсерам компенсируют часть затрат из госбюджета.

— Один из трендов последнего десятилетия — стремительный взлет стримингов. Как эта молодая индустрия видоизменится в ближайшие месяцы?

— Онлайн-кинотеатры, чья библиотека во многом состоит из голливудского контента, смогут выжить только благодаря собственным сериалам. По этому пути предусмотрительно пошли Start, Okko, «Кинопоиск HD», KION и ivi. Остальные рискуют остаться без уникального торгового предложения. Так, например, объявило о своем закрытии Megogo. Впрочем, есть еще надежда. Та же Amediateka, которая числится официальным партнером американского кабельного канала HBO, вполне может усилиться. Стриминг HBO Max несколько дней назад в противовес санкциям неожиданно анонсировал, что запустится в России, и наверняка Amediateka будет в этом активно помогать. И витрины ivi и Okko не выглядят враз опустевшими — там всюду красуются и последние фильмы киновселенной Marvel, и другие голливудские блокбастеры. Возможно, это временно, но есть шанс, что у них остались нерасторгаемые договоренности с мейджорами и в итоге крупные картины с Запада продолжат выходить — тогда мы просто привыкнем на какое-то время идти за этими релизами сразу в онлайн. Словом, с этой сферой пока еще не ясно — хочется надеяться на оптимистичный сценарий развития событий.

— Новость о том, что Netflix замораживает все четыре сериальных проекта, которые эксклюзивно снимались у нас, наделала шума. К чему это приведет?

— Прекращение производства всех совместных проектов Netflix и российских студий — тревожный сигнал. Сервис отказался участвовать в съемках ленты по роману Льва Толстого «Анна К», где главную роль должна была исполнять Светлана Ходченкова, сериала «Петля» с Александром Петровым, проекта «Ничего особенного» с Юрием Борисовым, а также криминального триллера Дарьи Жук «ЗАТО». Это по сути первый западный сервис, который на наш рынок вышел сразу полномасштабно — так же, как стартовал и в других странах. Еще одна область, которая, наверное, даже поважнее, чем контракты с Netflix, — это копродукция. Наши студии долго шли к тому, чтобы научиться производить фильмы и сериалы, которые совместно финансируют несколько стран. И сегодняшние последствия санкций здесь — шаг назад для всей индустрии: подобные механизмы выстраиваются долго, нужно немало усилий, чтобы заслужить доверие у иностранных партнеров и публики. Я надеюсь, что все это временно и по крайней мере эти четыре проекта будут завершены. В них вложены немалые средства, «Анна К» находилась в стадии постпродакшн, так что это чистый прагматизм.

— Что касается экспорта российских фильмов — где-нибудь их еще будут продолжать покупать и смотреть?

— Министерство культуры РФ и РОСКИНО сейчас активно корректируют подходы к продвижению российского кино за рубежом. Эксперты говорят, что отечественный контент может столкнуться с проблемами, но Китай и Латинская Америка и дальше будут ключевыми рынками. Там против нас не вводили никаких санкций, а значит, все деловые связи остаются в силе. Самый яркий пример — отечественные хорроры при прокате в Латинской Америке приносят больше сборов, чем в России. Иногда наши фильмы и сериалы уходили и на Запад — но редко, это никогда не было основным источником доходов, наше кино не входит в топ-5 по объемам экспортных продаж в мире. Несмотря на то что в Европе и США с заметным успехом стартовали, например, «Серебряные коньки», сериал «Эпидемия», но их сборы все равно не могут сравниться, например, с успехами «Движения вверх» в Китае: фильм «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» собрал в Поднебесной 14 млн долларов.

— Правительство уже успело поддержать IT-бизнес. Может быть, какие-то из этих хорошо зарекомендовавших себя мер сработали бы и с киноиндустрией?

— Точно льготные кредиты на производство пригодились бы сейчас примерно всем игрокам на рынке. Срочно нужно поддержать наше кино за рубежом — РОСКИНО продолжит активно развивать фестивали российских фильмов, как это уже делается во Франции или в Индии. На кинорынках стоит, как можно активнее предлагать отечественную кинопродукцию под брендом Russian Content Worldwide. Рибейты, возврат части затрат на съемки, точно помогут тем, кто хочет продолжать снимать кино в России, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах, где это позволяет делать материально-техническое оснащение. Одна из главных задач, как и в IT, — это поддержка отечественного производителя. В вопросах экспорта помогут субсидии от Российского экспортного центра, который в 2022 году выделил 500 млн рублей — их получили производители сериала «Перевал Дятлова» и второй части мультфильма «Ганзель, Гретель и агентство магии».

— Если подытожить — вы уверены, что кино в России сумеет преодолеть и эти трудные времена?

— Абсолютно! Но нас ждет трудная пора кардинальных перемен в кинематографе. Сложилась уникальная ситуация: все кинокомпании, кто захочет и сможет, должны научиться жить в новом мире, и тогда мы увидим то кино, которое раньше бы к нам не привезли или для нас не сняли. И очень интересно будет понаблюдать за этой вынужденной, но необходимой трансформацией.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+