Резервы роста: как логика экосистемы помогает бизнес-консультантам и их клиентам

Служба одного окна
В компании работают четыре основных дивизиона: финансовый, юридический, коммуникационный и цифровой трансформации. Они появились не одновременно, но все — неслучайно. «Наша цель — формирование системного независимого игрока, который может закрывать любую потребность бизнеса», — объясняет управляющий партнер RBS Анатолий Шашкин.
По его словам, для компании всегда было важно сохранять целеполагание и выявлять точки роста. Цифровой дивизион, например, сформировался в RBS незадолго до пандемии, когда стало очевидно, что бизнес, не имеющий цифрового потенциала, останется на задворках. И спрос на эти услуги растет чуть ли не по экспоненте.
Коммуникационный дивизион появился в RBS, поскольку решение большинства задач клиентов связано как с внутренней, и так и с внешней коммуникацией. «Сегодня мы рассматриваем коммуникацию не просто как каналы, по которым общаемся с аудиторией, — говорит управляющий партнер RBS Лана Пиняева. — Для нас коммуникации — это, по сути, экосистема вокруг бренда или компании, в которую входят различные звенья: продукты, бизнес-процессы, команда, маркетинг, клиенты и партнеры. Глобально мы видим свою задачу в том, чтобы следить, насколько грамотно и эффективно передается и, что еще важнее, воспринимается информация между всеми звеньями этой цепи; насколько эта информация созвучна тенденциям в отрасли и даже в мировом масштабе. Когда мы поэтапно работаем с каждым звеном компании, то тут неизбежна синергия всех дивизионов — будь то оценка правовых рисков, внедрение систем автоматизации бизнес-процессов или корректировка бизнес-плана, например».
Развиваясь, каждый дивизион расширяет набор своих инструментов, предлагая клиенту комплексные решения. Эти решения могут включать возможности и этого дивизиона, и соседних, и даже проектов-спутников компании. «Если клиент пришел за запросом на юридическое сопровождение сделки по покупке предприятия, мы готовы также провести для него финансовый аудит, построить финансовую модель и налоговое планирование бизнеса, — рассказывает партнер RBS Дмитрий Емельянов. — А само приобретение бизнеса будет соответствующим образом освещено в СМИ, что создаст необходимый благоприятный информационный фон».
За последние два года число комплексных проектов у RBS значительно выросло. Клиенты предпочитают комплексный подход, поскольку для решения всех задач им достаточно обратиться всего в одну компанию, как в службу одного окна, считает Емельянов. При этом самые сложные вопросы решаются быстрее и дешевле, чем при обращении в несколько узкопрофильных компаний. «Более того, наша экспертиза очень помогает нам самим в развитии проектов-спутников и нашего инвестиционного направления», — добавляет Владимир Красильников.
Выход из любой ситуации
Расширяя спектр услуг и развивая модель ответственного консалтинга, RBS увидела для себя новую возможность: партнерские проекты, в которых компания одновременно выступает исполнителем и инвестором-бенефициаром.
RBS становится соинвестором в двух случаях: если получает плату за свою работу или когда выбирает отдельный интересный бизнес, где можно применить свои знания и идеи для его развития. Сегодня число таких интеграций активно растет, поэтому в компании формируется еще одно направление — инвестиционное. У него уже есть своя команда, расписаны все функции и намечены планы развития. «Инвестиционное направление стало для нас закономерным этапом развития, — поясняет Анатолий Шашкин. — Ежедневная совместная работа с клиентами позволяет глубоко погрузиться в отрасль клиента и со временем применить необходимую экспертизу и знания для развития проекта на новых условиях с дальнейшим увеличением капитализации».
Даже если задачи клиентов меняются, многопрофильной компании всегда есть что предложить. Это оказалось как нельзя кстати сейчас, когда экономика столкнулась с новыми вызовами и многопрофильность ярко показала свои преимущества. Как говорит Алексей Меркулов, управляющий партнер RBS, сейчас «все находятся в точке бифуркации, когда старая система сломана, а новая еще не сформировалась. Как и в пандемию, клиенты все чаще обращаются к нам в поиске вариантов развития».
В 2022 году, по словам юриста и партнера RBS Павла Русецкого, вырос спрос на антикризисное управление и разрешение конфликтов, поскольку бизнес вынужден перестраиваться в условиях сложной экономической ситуации и искать новые жизнеспособные модели. «Антикризисное направление и разрешение конфликтов уже длительное время является одним из наших приоритетных направлений, поэтому нам фактически не пришлось перестраивать свою деятельность», — говорит Русецкий. Кроме того, востребованы сопровождение сделок, due diligence и вопросы налогообложения, отмечает партнер RBS Владимир Красильников.
«Для многих клиентов критическое значение приобретает вопрос замены технологической инфраструктуры на отечественную или на решения дружественных стран, — рассказывает партнер RBS Виктория Арабина. — Сегодня компании заинтересованы в максимально быстрой «высадке» аутсорс-команд под их запросы, во внедрении готовых технологических решений, преимущественно не зависящих от иностранной инфраструктуры, в быстрой замене логистических цепочек».
Экосистема как стратегия
Расширение приводит к глобализации задач и трансформации направлений работы. Сегодня экосистема RBS, по словам управляющего партнера Алексея Меркулова, развивается в рамках четырех ключевых направлений: создание бизнеса, управление бизнесом, инвестиции для бизнеса и сервисы для бизнеса. Структурно она будет разделена на Consulting, Invest, Education и Networking.
«Consulting — это наша базовая сущность, — поясняет Меркулов. — И здесь в активе у нас не только четыре основных дивизиона. В нашей экосистеме существуют как уровень стратегического консалтинга (управленческого), так и решения узкопрофильные, ориентированные на конкретный рынок или инструментарий».
Направление Invest базируется на проектах, реализуемых в партнерстве. Сфера интересов может затрагивать как крупные рынки, так и нишевые сферы. Проекты в разных отраслях экономики позволяют дальше формировать портфель и развивать его в рыночном формате.
Направление Education родилось из понимания необходимости формировать образование нового типа — эксперты RBS не первый год сотрудничают с ведущими вузами: МГУ, НИУ ВШЭ, МГЮА и другими. «Мы видим, что наши мастер-классы и авторские образовательные курсы формируют новую базу знаний, ориентированную на предпринимательское мышление, — комментирует Анатолий Шашкин. — У нас уже есть как внутрироссийские, так и международные образовательные проекты».
Networking как направление ориентировано на создание комьюнити на разных этапах взросления, начиная со студенческой скамьи. «Мы уже реализуем инициативы как со студенческим сообществом, так и с бизнес-сообществом на разных уровнях», — отмечает Шашкин.
У RBS уже сформирован портфель сервисов и проектов по каждому направлению. Но, как уверяет Алексей Меркулов, в компании не намерены останавливаться на достигнутом. Если появятся внешние игроки, желающие дополнить экосистему, и это позволит повысить ее ценность для клиентов, то партнерство будет реализовано. Ведь постоянная «работа над собой» — один из факторов жизнеспособности любого бизнеса.