К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

И проехать, и пройти: как изменение ПДД может пополнить бюджет и сократить аварии

И проехать, и пройти: как изменение ПДД может пополнить бюджет и сократить аварии
Российский бюджет может ежегодно получать дополнительные 2,019 трлн рублей за счет развития новых перспективных направлений, роста качества жизни и благосостояния, а также сокращения расходов и роста прямых поступлений, считает автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. В частности, в случае, если будет изменен подход к рассмотрению ДТП, возмещению ущерба, внедрению технологий искусственного интеллекта на дорогах, доходы бюджета могут вырасти на 407 млрд рублей.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) лишится в этом году 1 трлн рублей — по распоряжению премьера Михаила Мишустина деньги пойдут на покрытие дефицита бюджета, который пока оценивается в 1,3 трлн рублей, или 0,9% ВВП. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает меры, призванные увеличить доходы бюджета на 407 млрд рублей.

Закончили чтение тут

Для этого Дмитрий Давыдов предлагает внедрить высокие технологии в области транспортной безопасности и внести дополнения в «Правила дорожного движения». Реализация этих предложений поможет сократить экономические потери в 5,5 раза и принесет казне минимум 407 млрд рублей ежегодно за счет сокращения расходов на аварии и снижения смертности и травматизма.

Выдох-вдох

Одна из главных проблем на российских дорогах — опасность пьяного вождения. В 2020 году опьянение у водителя было зафиксировано в каждом седьмом ДТП. В том же году из-за нетрезвых водителей 4 438 человек погибло (28% от всех смертей на дорогах).

В борьбе за водительскую трезвость в особенности преуспела Япония, сократив количество ДТП на дорогах за 20 лет почти в три раза, на 62%. Водителя штрафуют на сумму до 1 000 000 йен (410 000 рублей), дают тюремный срок до пяти лет и пожизненно лишают водительских прав. Если в ДТП по вине нетрезвого водителя имеются жертвы или случаи нанесения тяжелых увечий, то срок лишения свободы увеличивается вплоть до 15 лет.

В Южной Корее с 2019 года за отказ от теста на алкоголь, помимо штрафа, могут посадить в тюрьму на срок до пяти лет. А если в пьяном ДТП умирает пострадавший, то водитель может оказаться в тюрьме пожизненно.

С прошлого лета ужесточено наказание за нетрезвое вождение и в России. Если водителя уже «ловили на алкоголе», он заплатит штраф от 200 000 до 300 000 рублей и лишится права занимать административные должности. Второй вариант — тюремный срок до двух лет.

Дмитрий Давыдов предлагает дополнить эти меры, ужесточив наказание и в первый раз: по его мнению, сумма должна быть увеличена с 30 000 до 100 000 рублей, а срок лишения прав — с полутора до трех лет. Изменения ждут и пьяную езду без прав: сегодня нарушителя ждет административный арест на 10–15 суток. Давыдов предлагает довести его до 30 суток, а сумму штрафа поднять до 100 000 рублей. Автор проекта также предлагает привлекать к ответственности пассажиров транспортного средства, управляемого водителем в состоянии опьянения, независимо от того, был ли пассажир пьян или нет. Пассажиры общественного транспорта и такси должны иметь возможность избежать наказания, поскольку факт употребления опьяняющих препаратов водителем может быть им неизвестен.

Камера слежения: что в фокусе

В это сложно поверить, но большинство смертельных ДТП c пешеходами случается по вине пешехода, а не водителя. Например, в 2017 году 2 335 российских пешеходов нарушили ПДД и в результате погибли (65% от всех смертельных случаев с пешеходами). Согласно действующим правилам, за эти нарушения пешеход получит или предупреждение, или штраф в размере 500 рублей, если случай не создал помех в движении (и 1 000 рублей, если помехи были).

Дмитрий Давыдов предлагает использовать видеокамеры с функцией распознавания лиц для внедрения автоматических штрафов пешеходам. Согласно его замыслу, камеры можно установить на оживленных перекрестках, а также в тех местах, где зарегистрированы наиболее частые правонарушения.

Так действуют в Китае: нарушителю автоматически приходит СМС на мобильный телефон со штрафом. Эта система отлично зарекомендовала себя в городе Шэньчжэне, где за первые 10 месяцев работы пешеходам было выписано 13 939 штрафов.

Штрафная система выглядит просто и убедительно: при первичном нарушении пешеход отправляется на онлайн-курсы по правилам дорожного движения. При отказе проходить курс он платит штраф. За любые нарушения после прохождения курса штраф предлагается выписывать автоматически.

«Повышение штрафов, которые взимаются неавтоматическим методом, без дополнительных организационных мероприятий в ГИБДД, неизбежно ведет к усилению коррупционных рисков, — согласен и член правления Союза автосервисов Илья Плисов. — Видится, что продолжение увеличения числа камер фиксации нарушений по всем дорогам результативно приводит к пополнению бюджета. Я бы проголосовал и за увеличение камер».

Порог для новичков

По данным статистики, треть аварий на российских дорогах происходит из-за водительской неопытности. В отличие от других стран в России правила дорожного движения одинаковы для всех водителей, без учета их стажа. В то время как в Австралии, Канаде и ОАЭ начинающие водители сначала используют «ученические» (временные) права с более строгими ограничениями. Их можно обменять на постоянные, если в течение испытательного срока водитель ничего не нарушил.

Например, в Италии, Белоруссии и Австралии для водителей-новичков действуют совсем другие скоростные ограничения. В зависимости от типа дорог они меньше на 20–40 км/ч. В Италии в первый год вождения водитель не имеет права сесть за руль машины с двигателем сильнее, чем 75 л. с. на тонну ее веса.

Автор проекта Дмитрий Давыдов предлагает расширить перечень ограничений для новичков, используя позитивный зарубежный опыт с поправкой на российские реалии. Например, в случае серьезных нарушений направлять новичка на специальные курсы переподготовки, а действие водительского удостоверения на время учебы приостанавливать. Вторая инициатива Давыдова — снизить порог максимальной скорости для новичков с 110 км/ч до 90 км/ч на автомагистралях и с 90 км/ч до 70 км/ч на остальных дорогах за городом.

Стоп-сигнал

Ослабление внимания по причине отвлечения на разные житейские ситуации вроде приема пищи за рулем зачастую становится причиной трагедии. При этом в мире практикуется соответствующая законодательная профилактика: в Испании и в Англии запрещено водить машину на высоких каблуках, а также в обуви на танкетке, босиком или в купальнике. Во Франции с 2015 года нельзя есть за рулем и водить машину в наушниках. В России же до сих пор нет законодательных мер, запрещающих водителям отвлекаться от дороги.

Автор проекта Дмитрий Давыдов отправил в государственные органы инициативу о штрафах за конкретные действия, которые уже запрещены в других странах. В их числе вождение в опасной обуви или без обуви, запрет на прием пищи и нанесение макияжа во время вождения. По примеру Франции Давыдов предлагает внести в список запретов и наушники, потому что аудиоконтент, как и смартфон, снижает концентрацию водителя на дороге. В МВД и Министерстве юстиции лишь поблагодарили и сообщили, что приняли к сведению. В ответ Дмитрий Давыдов просит Минюст внести в проект нового КоАП факторы, влияющие на внимание: опасную обувь, еду, наушники и нанесение макияжа.

Дмитрий Давыдов предлагает внедрить в России похожую систему штрафных баллов, которая уже действует во многих развитых странах. Его инициатива похожа на опыт Испании, только тут действует накопительная система, где за нарушения ПДД баллы не снимаются, а начисляются (от 1 до 8).

Минюст и МВД, куда были отправлены предложения, поблагодарили Дмитрия Давыдова за инициативу, другой вопрос — будут ли реальные действия? Автор проекта еще раз обращает внимание профильных ведомств, что вся необходимая информационно-технологическая база уже есть и не требует дополнительных затрат.

Взгляд в гаджет

Ответственность за безопасность движения должна быть не только у водителей, которым уже законодательно запрещено разговаривать за рулем по мобильному телефону. Повышают риск аварийных ситуаций и гаджеты в руках у пешеходов.

Фактически почти каждая четвертая смерть в ДТП с января по октябрь 2021 года — это сбитый пешеход. Зачастую жертва совершает переход, разговаривая по телефону или отправляя сообщение.

В китайском городе Цзясин был введен штраф до 50 юаней (580 рублей) за пользование мобильным телефоном при переходе дороги. Специальные ограничения есть и в других странах. В штате Калифорния за первое такое нарушение возьмут $100, за повторные — до $500.

В Нидерландах с 2019 года езда со смартфоном в руке стоит €95, в Германии — €55, а в Израиле — 1 000 шекелей.

Автор проекта Дмитрий Давыдов предлагает перенять зарубежный опыт и ввести похожие штрафы для профилактики аварий на дорогах и формирования новой полезной социальной привычки. Инициативы были отправлены в компетентные органы: Совет Федерации, МВД и Минюст. Был получен ответ, что предложения «приняты к сведению».

«Запретить использовать на переходах смартфоны — самая простая и доступная мера», — говорит Давыдов, снова обращаясь к тем же ведомствам о необходимости внесения все же законодательных изменений.

Без ОСАГО ни шага

Несмотря на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), в России без этого обязательного полиса ездят не меньше 10% от 52,9 млн всех зарегистрированных автомобилей в стране.  В то время как в Европе отсутствие полиса обойдется владельцу в крупную сумму.

В Испании это €601–3 005 и еще риск, что машину владельца эвакуируют на платную штрафстоянку, во Франции — до €3 750. В России штраф за отсутствие полиса составляет всего 800 рублей или 400, если использовать скидку на оплату в первые 20 дней.

Очевидно, что такая низкая стоимость правонарушения не способствует дисциплине. Дмитрий Давыдов предлагает привязать размер штрафа к средней стоимости полиса в каждом регионе (в Москве в 2022 году полис стоил 8 833 рубля). В случае повторного нарушения сумма штрафа удваивается.

«Сегодня с ОСАГО действительно есть несколько серьезных проблем. Не рассмотрены «рисковые регионы». Россия ведь не однородна, и южные регионы имеют наихудший показатель покрытия автопарка страховыми полисами. Страховые компании вынуждены покрывать убытки в этих регионах платежами стабильных регионов», — говорит Илья Плисов, член правления Союза автосервисов.

Давыдов предлагает также задерживать машину на штрафстоянке до момента, пока владелец не купит полис и не оплатит все расходы по эвакуации и хранению машины.

«Все эти инициативы вполне позитивны, — рассуждает Игорь Ушков, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности. — Такая тактика «малых дел» с наведением порядка, индексацией штрафов может быть одной из стратегий, чтобы пополнить бюджет».

Остаться в живых

Современные технологии и искусственный интеллект используются не только для реализации наукоемких и бизнес-проектов, но и в деле сохранения безопасности на дорогах. Пьянство за рулем — причина самых тяжелых ДТП. Оснащение автомобилей интеллектуальными системами позволит выявить нетрезвых водителей еще до того, как они повернут ключ в замке зажигания, уверен Дмитрий Давыдов.

В мире подобные системы уже практикуются. На руле устанавливаются сенсорные датчики, сканирующие менее чем за секунду подушечку пальца водителя на наличие алкоголя. Возможна и другая опция: будет тестироваться естественное дыхание водителя.

Дмитрий Давыдов предлагает в России начать разработку интегрированной в автомобиль технологии обнаружения алкоголя без усилий со стороны водителя. Через шесть лет после принятия новой нормы он предлагает запретить ставить на учет автомобили без встроенного алкодетектора нового поколения. За этот срок авторынок подстроится под новый регламент, и обязательные встроенные автоматические алкодетекторы в будущем станут такой же нормой, как сейчас подушки безопасности, уверен автор проекта.

В одном из городов-округов Китая, Цзилинь, в 2019 году искусственный интеллект привлекался для проведения эксперимента по борьбе с пьяным вождением: были установлены камеры по распознаванию лиц, способные выявлять основные признаки опьянения (расширенные зрачки, покрасневшие щеки, прерывистое дыхание, зевота). В случае подозрения на нетрезвое состояние водителя данные передаются в полицию, машину оперативно останавливают и очно проверяют водителя на алкоголь.

Дмитрий Давыдов предлагает не просто использовать подобную технологию в России, но и дополнить ее возможностью отмечать водителей со странным стилем вождения, который может являться косвенным признаком опьянения или интоксикации.

В отчете Международного союза автомобильного транспорта (IRU) главная причина (75% случаев) этих ДТП в Европе связана с попаданием в «мертвую зону» — ту область обзора, которую водитель грузовика не видит ни в лобовом стекле, ни в боковых зеркалах. В частности, в Китае грузовики и автобусы оборудуются системой обнаружения «мертвых зон» (BSD) уже с лета 2021 года. В 2026 году похожие системы должны быть установлены в обязательном порядке во всех европейских грузовиках и автобусах.

Дмитрий Давыдов предлагает внедрить систему обнаружения «мертвых зон» на всех российских грузовиках и автобусах, а новые грузовые автомобили и автобусы конструировать с учетом уменьшения «мертвых зон».

Еще одна автоматическая система поможет решить проблему ДТП во время движения задним ходом — количество подобных случаев за последние годы выросло на 30%. В Европе с этого года требование обязательной установки видеокамеры для обнаружения предметов или пешеходов во время движения задним ходом является обязательным.

Помогают технологии и в борьбе с уменьшением последствий столкновений с пешеходами или велосипедистами: при срабатывании в бампере датчика касания (если пешеход оказался на расстоянии 15 см от машины) приоткрывается капот, принимая на себя основной вес тела и увеличивая расстояние между человеком и автомобилем. Некоторые системы также имеют подушки безопасности для пешеходов, которые срабатывают при открытии капота. С 2024 года эти системы станут обязательными для всех европейских автомобилей.

Внедрить похожую практику и в России, запретив постановку на учет новых автомобилей без камеры заднего вида по истечении двух лет с момента издания соответствующего закона и системы защиты пешеходов от ударов по истечении четырех лет с момента издания соответствующего закона, предлагает Дмитрий Давыдов.

Оснащение российских автомобилей интеллектуальными системами позволит предотвратить ДТП со смертельным исходом и в случае усталости водителя за рулем.

В частности, DDAW — технология предупреждения о сонливости и нарушении внимания. LDWS — система предупреждения о выезде из полосы движения. А система экстренного торможения (AEBS) автоматически применяет торможение в тех случаях, когда водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения.

«Новые автомобили, оборудованные такими современными системами безопасности, постепенно будут вытеснять старые, а крупногабаритный транспорт будет создавать меньше угроз на российских трассах, — подытоживает Дмитрий Давыдов. — По мере обновления автопарка количество ДТП по причине потери контроля в управлении будет сокращаться».

На предложение Давыдова уже откликнулись госорганы. Например, Министерство промышленности и торговли предлагает провести апробацию этих систем безопасности при наличии патентов на разных независимых площадках. Однако, как уточняет сам автор инициативы, его идея заключается в новом законодательном изменении и является правовой. В своем ответе министерству он просит Минпромторг пересмотреть свою позицию и выступить с инициативой по внедрению новых требований по безопасности авто. Оснащение автомобилей интеллектуальными системами позволит существенно снизить количество смертельных ДТП, уверен Дмитрий Давыдов.

«Если говорить о ПДД, то, помимо пополнения бюджета, важен и эффект от снижения нагрузки и расходов на восстановление здоровья пострадавших в ДТП и выбытие рабочей силы, когда в авариях гибнут люди трудоспособного возраста. В любом случае снижение аварийности — это хорошая вещь», — убежден Игорь Ушков, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор проекта «20 идей по развитию России» уверен, что госбюджет получит огромную выгоду за счет внедрения его инициатив, направленных на снижение убытков от дорожно-транспортных происшествий. Дмитрий Давыдов надеется на законодательную поддержку всех своих предложений государством.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+